Исполняющий обязанности главы Карелии по стратегическому развитию Александр Чепик побывал в бизнес-инкубаторе
Если доверяться на слово руководителю Карельского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрею Фицеву, то желание нового заместителя губернатора по стратегическому развитию Карелии Александра Чепика встретиться с общественными организациями, сопровождающими деятельность предпринимателей, по своему уникально. Поскольку из прежних руководителей республики никто такого контакта не искал. Чепик же, недавно приехавший на работу в Карелию, счёл правильным сразу познакомиться с лидерами общественного мнения в предпринимательской среде. На встречу он пригласил руководителей республиканских подразделений Торгово-промышленной палаты, организации «Опора России», уполномоченного по защите прав предпринимателей Карелии, Общественной палаты Карелии, Центра поддержки предпринимательства в Карелии, республиканского Гарантийного фонда и ряд других организаций, и, естественно, директора бизнес-инкубатора, поскольку сам разговор вёлся на его площадке.
Перед началом заседания для Александра Чепика, как и для всех присутствующих на мероприятии, провели экскурсию по бизнес-инкубатору, и человеку впервые попадающему в это помещение сразу бросалась в глаза его музейная безлюдность. Возникало ощущение, что предлагаемые здесь услуги не востребованы начинающими бизнесменами. Разумеется, и Чепик на это обратил внимание, а поговорив с некоторыми обнаруженными в залах предпринимателями, он сделал ещё один важный вывод, о котором чуть позже скажем.
Смысл деятельности такой консультационно-сопровождающей структуры как бизнес-инкубатор — оказывать помощь людям, решившим заняться собственным делом. У человека возникла коммерческая идея, на его взгляд перспективная, и он, приходя в инкубатор, начинает «высиживать» здесь «золотые яйца» завтрашнего своего успеха. Ему в том содействуют специалисты, на первых порах помогая вести финансово-бухгалтерскую работу и предупреждая от возможных конфликтов с законом (юридическое сопровождение предлагается). Через какое-то время бизнесмен, встав на крыло, уходит дальше, покидая инкубатор, а сюда приходят новые покорители коммерческих высот. И конвейер этот, по идее, должен участвовать в формировании предпринимательского класса в Карелии. Из разговора, состоявшегося у Чепика с участниками встречи, к такому выводу прийти точно нельзя.
Президент Торгово-промышленной палаты Карелии Александр Панкратов, бывший среди учредителей бизнес-инкубатора, созданного ещё десять лет назад, стараясь никого не обидеть, деликатно сказал, что три года назад деятельность бизнес-инкубатора была более эффективной, чем сейчас. Из тех предпринимателей с кем успел до встречи пообщаться А. Чепик, некоторые работают в помещениях инкубатора не потому что в помощи нуждаются, а потому что аренда здесь относительно дешёвая и предлагается участие в совместной рекламно-презентационной деятельности. Потому по семь лет некоторые уже работают в рамках бизнес-инкубатора. Чепик этим примером проиллюстрировал разрушение идеологии модели бизнес-инкубатора. Надо сказать, что даже беглое его знакомство с ситуацией позволило ему сформулировать ряд интересных и справедливых замечаний и предложений.
Недавно приехавший в Карелию А. Чепик, и пока ещё только вникающий в экономическую ситуацию в республике, был благоразумно осторожен в оценках и тем более в обобщениях, но всю встречу демонстрировал, что желает видеть в качестве своих соратников всех, кто сидит с ним за столом, предлагая в любое время обращаться к нему со своими идеями, обещая, как минимум, с полной серьёзностью изучать предложения, а при их перспективности и поддерживать в реализации. Он стал рассуждать, что представителям бизнеса нужно активнее входить в общественные советы при органах республиканской власти, дабы непосредственно общаясь с руководителями исполнительной власти, помогать им исправлять допускаемые теми ошибки. В этой части рассуждения А. Чепика выглядели несколько наивны, поскольку и советы такие общественные давно в Карелии работают, и представители бизнеса в республике отнюдь не пугливы, дело, видимо, всё-таки во встречной востребованности подобной активности. Сами министры, председатели комитетов, инспекций и прочих органов исполнительной республиканской власти должны изменить своё отношение к общественным инициативам.
Поскольку довольно часто недобрым словом поминались во время разговора карельские тарифы на энергоносители, прежде всего на электричество, то А. Чепик резонно вопрошал, почему представители бизнеса, в лице их общественных формирований, не участвуют в работе по выработке тарифов? Ответа никто дать не смог. А ситуация в самом деле дикая, предприниматели Карелии изначально ставятся в положение проигрывающих конкуренцию своим коллегам из соседних регионов. Например, в Карелии цена одного киловатт-часа электроэнергии в три раза выше для бизнеса, чем в той же Ленинградской области (об этом говорила уполномоченная по защите прав предпринимателей Елена Гнётова), а необходимость исполнения законодательства по компенсации «северных льгот» работникам и вообще ставит предпринимателей республики в заведомо проигрышное состояние (об этом говорили президент ТПП в Карелии Александр Панкратов и авторитетный бизнесмен Валентин Сватовой).
Из той реакции Александра Чепика на разговор о деятельности правительственного комитета по ценам и тарифам стало ясно, что его председателю Артуру Мяки надо новую работу себе подыскивать. Чепик не скрывал, что не понимает чем думали те руководители, кто так вздул тарифы, назвав случившееся системной ошибкой. Правда, и обнадёживать никого не стал, честно сказав, что тарифы нынешнего года уже не изменить, а вот следующего 2018 года надо вместе обсуждать и делать их приемлемыми для предпринимателей. Он пообещал, что в следующий раз без рассмотрения цен и тарифов на заседании общественного совета при одноимённом комитете, решений приниматься не будут.
Ещё одной темой разговора стало участие органов муниципальной власти в создании нормальной бизнес среды для деятельности местных предпринимателей. Сейчас районные и городские администрации своим действием-бездействием скорее мешают работе. Напротив, чуть лучше стало взаимодействие с контролирующими органами, но об этом говорилось избирательно, с оговорками, скажем, Е. Гнётова похвально отозвалась о работе Карельского подразделения Роспотребнадзора.
В настоящее время вклад малого и среднего бизнеса Карелии в бюджетную копилку республики составляет около четверти всех налоговых поступлений. Цифра эта могла бы и больше быть, уверен Андрей Фицев, но сама государственная политика в отношении малого бизнеса загоняет его в теневую зону, когда предприимчивым людям выгоднее работать без легального оформления бизнеса. Александр Чепик эту мысль развил, сообщив в каких сферах, по его мнению, можно было бы дать налоговые послабления предпринимателям, чтобы в итоге больше получить налогов от их деятельности (скорее всего, часть его предложений не понравятся республиканскому Минфину, тут заранее угадывается конфликт ведомственных интересов).
Первая встреча общественных представителей бизнеса Карелии с заместителем главы республики по стратегическому развитию, похоже, понравилась участникам, но в своих публичных оценках они были мудро сдержанны и на предложение прокомментировать итоги разговора, скупо отвечали: «Посмотрим, одно дело говорить, другое — делать».
Анатолий Цыганков (фото автора)
Верхняя фотография – За столом сидят (слева-направо) уполномоченная по защите прав предпринимателей Карелии Елена Гнётова, и.о. главы Карелии по стратегическому развитию Александр Чепик, и.о. министра экономического развития и промышленности Карелии Евгений Жирнель.