
Конституционный суд Карелии завершает своё существование. Создан он был в марте 1994 года законом «О Конституционном суде Республики Карелия» и с 10 ноября того же года приступил к работе. В первые годы пятеро судей определяли конституционность нормативных актов, принимавшихся в Карелии, в дальнейшем их число сократилось до трёх. Сколько лет действует Конституционный суд Карелии, столько находилось и охотников в депутатском корпусе Законодательного собрания ликвидировать его. Критики обычно пеняли судьям на то, что граждане и организации редко обращаются к ним (обычно по десятку дел в год рассматривалось) и что большая часть таких обращений вполне могла быть рассмотрена Верховным судом Карелии. Несколько раз вопрос о роспуске Конституционного суда РК вносился на сессии Заксобрания республики, но такие инициативы всегда отвергались большинством депутатов.
В Карелии не планировалась ликвидация Конституционного суда. Как подтверждение тому это то, что в республиканском бюджете на 2021 год уже были заложены деньги на его функционирование в размере чуть более 19 миллионов рублей.
Однако теперь предмет многолетних дискуссий исчерпан, поскольку депутаты Госдумы поддержали предложение о ликвидации конституционных судов в регионах России к 1 января 2023 года. При этом Госдума не исключила возможности сохранения нынешних Конституционных судов, но в ином правовом статусе. Речь идёт о конституционных (уставных) советах при региональных законодательных органах. То есть возможность сохранения кадрового корпуса судей-конституционалистов сохраняется, хотя не очень понятно, чем предполагаемые советы будут функционально отличаться от уже существующих при региональных парламентах юридических служб. В Карелии, например, действует правовой отдел в аппарате Законодательного собрания.
О преобразовании Конституционного суда Карелии мы беседуем с председателем регионального отделения Ассоциации юристов России, председателем Центризбиркома Карелии Алексеем Бахилиным.
Анатолий Цыганков: — Алексей Евгеньевич, депутаты Госдумы приняли изменения в законодательство о судебной системе России, которыми в частности упраздняются конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации. Хотя законодатели же оставили возможность органам региональной власти создавать при своих парламентах конституционные и уставные советы. Скажите, а в чём будет отличие нынешнего Конституционного суда Карелии от того конституционного совета, который появится в республике?
Алексей Бахилин: — В настоящее время конституционные и уставные суды действуют в 14 субъектах Российской Федерации (в одиннадцати республиках и трёх других субъектах, включая Санкт-Петербург). Для их ликвидации есть несколько причин. Согласно поправкам в Конституцию Российской Федерации и закону о Конституционном суде России теперь законодательные акты, принимаемые в субъектах, а также законопроекты (из регионов) может рассматривать Конституционный суд Российской Федерации. То есть часть полномочий ушла Конституционному суду России. Кроме того, Конституция РФ установила исчерпывающий перечень судов, и конституционных (уставных) судов в указанном перечне нет.
Действительно, вместо уставных судов регионы могут создать конституционные или уставные советы, которые будут действовать при законодательных органах субъектов России. Полномочия их определит каждый регион самостоятельно. Будут изданы специальные законодательные акты, которыми регламентируют порядок формирования данных органов, их полномочия, порядок осуществления конституционного контроля, его виды и т. д.
По моему мнению, отличие конституционного суда от конституционного совета главным образом процессуальное. Конституционный суд субъекта – орган судебной власти, обычно использующий состязательную и гласную процедуру рассмотрения дел. А конституционный совет – это орган, в полномочия которого может входить толкование отдельных норм Конституции Карелии, рассмотрение споров о компетенции государственных органов субъекта Российской Федерации. При этом орган не вправе рассматривать дела о судебной защите граждан.
А. Цыганков: — Конституционный совет при парламенте Карелии будет обладать меньшей судебной независимостью?
А. Бахилин: — Это будет определяться способом его формирования, правовым статусом членов совета, сроком их полномочий и т.п.
А. Цыганков: — Если у жителя Карелии возникает законная претензия к республиканскому законодательству, то оспаривать конституционные нормы он должен в Конституционном суде России или в Верховном суде Карелии?
А. Бахилин: — Как уже говорил, проверка конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации отнесена теперь к полномочиям Конституционного суда России и судам субъектов Российской Федерации.
А. Цыганков: — В действующей Конституции Карелии в пятой её главе устанавливается система судебной власти в республике. И там достаточно много имеется норм относящихся к Конституционному суду Карелии. Теперь, как надо понимать, все они должны быть удалены из текста. Значит ли это, что в Основной закон Карелии будет включён новый судебный институт — конституционный совет при парламенте Карелии? Или это не конституционный судебный орган? Или вообще не судебный орган?
А. Бахилин: — В настоящее время сформирована и трудится рабочая группа по внесению изменений в Конституцию Карелии. Думаю, её члены детально проанализируют все положения Конституции Карелии, относящиеся к деятельности Конституционного суда, и подготовят соответствующие поправки по приведению их в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и другими федеральными законами.
А. Цыганков: — Как говорится, у двух заспоривших юристов всегда три мнения, но всё же спрошу вас, насколько необходимо было создавать в своё время Конституционный суд Карелии, если большинство его вопросов вполне мог рассматривать Верховный суд Карелии?
А. Бахилин: — За время своей деятельности Конституционный суд Карелии, безусловно, внёс значительный вклад в обеспечение конституционных прав и свобод жителей республики, совершенствование законодательства Карелии. Судьями Конституционного суда республики в разные периоды полномочий были уважаемые в Карелии юристы. Но законодательство развивается и федеральный центр реформирует судебную систему, упраздняя дублирующие функции в судебной системе России.