Ответ на этот вопрос будет как ни странно простым: действующее российское законодательство таково, что фермеру нет смысла прорываться со своими продуктами к потребителям через недружественные к нему правовые редуты. Звучит дико, но фермер не имеет права продавать продукты, которые он произвёл. Молоком торговать разрешается. А вот произведённые из него сыр или творог продать уже нельзя. Но как можно продать, скажем, сто литров молока полученных в день от пяти коров? Никак. А пять коров – это весьма скромная численность поголовья. Коров должно быть больше, чтобы хозяйство стало рентабельным. Как результат ограничений – крестьянское хозяйство начинает искать возможность сбыть свою молочную продукцию, однако покупателей не много. Не всё молоко можно продать. И что с остающимся, не реализованным, молоком делать? Догадываетесь? Из него молочные продукты делаются, тоже для продажи, которые, правда, законным образом уже не предложить покупателям.
В принципе можно, конечно, оборудовать специальное помещение для переработки молока в творог или масло, чтобы потом со своей молочной продукцией попытаться попасть на магазинную полку. Но для этого нужно огромные финансовые затраты понести фермеру, чтобы соответствовать требованиям, установленным системой ХАССП (с английского «HACCP» переводится как «Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки»). Проще этим не заморачиваться. Откуда возьмутся у фермера лишние миллионы, а не меньше двух десятков миллионов рублей необходимо, чтобы выполнить нормативы ХАССПа?
Да, есть примеры, когда фермерские хозяйства, сумели воспользоваться грантовой поддержкой государства по программе «Семейная ферма» и создали свою молочную переработку, позволяющую им торговать молочными продуктами, но таких считанные единицы. Нашему фермерскому хозяйству это не по силам, нет у нас таких денег.
Ещё имеется возможность сдавать молоко Петрозаводскому молкомбинату «Славмо». Но тут уже нам не хватает тех объёмов, с которых начинается приёмка комбинатом молока — от тонны и выше.
Что же делать в такой ситуации? Давайте, разные варианты рассмотрим.
Первый, это когда кооперация фермерам — в помощь. Всё вроде бы понятно: создаём фермерский кооператив, при поддержке Минсельхоза Карелии строим на паях цех по производству молочной продукции. Мы эту тему уже обсуждали со знакомыми фермерами и поняли, что путь этот и сложный, и затратный. А по мне, так и не реальный.
Второй путь — просить федеральных законодателей, чтобы те установили бы правовые послабления для фермерских (крестьянских) хозяйств, не ставя их в те же юридические условия, что и молочные предприятия. Хотя и это предложение сомнительно. Столько лет вели нас к европейским стандартам организации труда, а тут вдруг – стоп. Вряд ли депутаты Госдумы сочтут нужным упрощать систему работы российских фермеров.
Возможен и третий вариант, который мне представляется самым привлекательным для фермеров. Правительство Карелии создаёт «молочный технопарк», по типу того, что сейчас создан для обработки камня. Здесь организуется приёмка молока у фермеров (все санитарные и технические параметры проверят в здешней лаборатории), и тут же на государственном оборудовании произведут молочную продукцию, которую потом я либо сама буду продавать покупателям, а может быть и торговые сети пожелают оптом приобретать фермерскую продукцию в «молочном технопарке».
Если б я знала, что смогу реализовать молоко через «молочный технопарк», то точно расширила своё фермерское хозяйство до пятидесяти коров.
Из-за описанных трудностей и плохо развивается фермерство в Карелии. Потому как чего не коснись, кругом препоны крестьянским хозяйствам надолбами торчат. Вот ещё пример тому. Скажем, мне нужно продать мясо. Я знаю, что смогу это сделать на сельхозярмарке. И тут запускается проверочный механизм, отбивающий всякую охоту что-либо делать.
Моё хозяйство состоит на ветеринарном учёте, то есть контролирующие органы регулярно проверяют мою деятельность. Но чтобы отвезти тушу быка на ярмарку, мне потребуется пригласить для начала к себе в хозяйство ветеринара на доубойный осмотр животного. Работу ветеринара я оплачиваю. Потом мне нужно будет быка отвезти для забоя на бойню, имеющую государственную лицензию. Для меня это означает, что нужно из села Деревянного Прионежского района транспортировать быка в г. Олонец, либо в село Янишполе Кондопожского района. Это примерно 200 километров от моего хозяйства в одну сторону. И кто займётся перевозкой? Транспорт ведь нужен для этого специальный. А даже согласятся, во что это мне выйдет по деньгам? Но и это ещё не всё.
Забив быка, мне нужно будет везти мясо к ветеринару в Шуйскую, где проводят послеубойный осмотр всех внутренностей и частей туши. После чего выдадут документ, и только с этим документальным подтверждением я попаду наконец-то на ярмарку, чтобы продать мясо. С этой тушей быка намучаешься, таская её по инстанциям и на каждом этапе плати за услуги. С какой ценой тогда придётся выходить мне к покупателям, чтобы оправдались свои затраты? То есть и мясо продавать также трудно, как и молоко.
Потому крестьянские хозяйства и развиваются трудно. Но надо искать варианты облегчения труда фермеров, не в ущерб, естественно, качеству и безопасности продукции. Минсельхоз Карелии помогает нам. Собственно благодаря этому и поголовье скота растёт в фермерских хозяйствах, как и число последних прибывает. Но нужно теперь делать второй шаг, который крестьянские хозяйства ждут. Без участия государства описанные мною проблемы не решить.
Село Деревянное Прионежского района
Фото: Татьяна Сулим / сайт «Республика»