Карельское отделение Ассоциации юристов России подало признаки жизни
Сам по себе факт заседания общественной организации – совершенно заурядный, мало ли похожих мероприятий проходит. Однако ж, вчерашнее собрание Карельского регионального отделения Ассоциации юристов России можно провести по разряду именно «события», хотя и мало приятного для его членов. Чтобы понять существо происшествия, его необычности, необходимо сказать пару слов об участниках мероприятия. Во вчерашнем заседании регионального отделения Ассоциации юристов РФ принимали участие первые лица либо их заместители всех силовых органов республики, не было разве что никого от управления ФСБ. То есть представительство членов общественной организации очень высокое. И это всё, как правило, многоопытные юристы, которые в силу должностных полномочий учат прочих граждан, как нужно жить по закону, в смысле не нарушать его. Прокуроры, следователи, судьи, полицейские чины и прочие уважаемые сотрудники силовых органов.
И теперь, зная это, удивитесь вместе со мной, что республиканская Ассоциация юристов России является злостным нарушителем законов, регламентирующих деятельность общественных организаций. Перед контролирующими органами она не отчитывалась, за что обычно наказывают, штрафуют, или даже могут прекратить деятельность общественной организации, ликвидировав её в судебном порядке, и, как сказала представитель управления Минюста в Карелии, выступая на заседании, основания для этого были. Аппаратные сотрудники Ассоциации юристов, как, например, бухгалтер, через суд добивались выплаты им заработной платы от республиканского отделения. Банковский счёт арестован. Отчётно-выборное собрание общественников-юристов должно было состояться ещё в ноябре 2011 г. (смотрим на календарь и видим, что на дворе декабрь 2013 года), но его не было. И, похоже, если б не служебная надобность президентской администрации в функционировании Ассоциации юристов России во всех субъектах Федерации, такое состояние общественного анабиоза могло и дальше длиться. Но президент страны Владимир Путин, который, к слову, сам тоже член Ассоциации юристов, разбудил своих полномочных представителей в регионах, те напрягли главных инспекторов в субъектах Федерации, и в результате юридическая телега, стронувшись, заскрипела в Карелии. Общественную организацию взялся поднимать, как целину, президентский инспектор Александр Хюннинен, сам себя усадивший в президиум общественной организации и объявивший членам общественной организации, что он уполномочен северо-западным полпредом возродить региональное отделение Ассоциации юристов. Специалисты по праву молча внимали ему.
Самым ходовым эпитетом, характеризующим текущее состояние карельской Ассоциации юристов, употреблявшимся вчера её членами, было понятие – «реанимация».
Хотя мероприятие и считалось перевыборным, что обычно сопровождается отчётом прежнего руководства, однако ни отчёта о проделанной (не проделанной) работе, ни её оценки – не было. Как не явился на собрание и сам председатель совета общественной организации депутат парламента Карелии Александр Переплеснин. На все выше перечисленные обстоятельства опытные правоведы не обратили никакого внимания, решив начать жизнь с чистого листа, сразу избрав новый состав совета регионального отделения Ассоциации юристов России. Один из ведущих собрания зачитал список фамилий, предложив за него проголосовать. И это сделали бы, если б кто-то из зала не полюбопытствовал: как можно избирать граждан в руководящий совет общественной организации, если они не являются членами Ассоциации? Ведущий, сославшись на предновогодние хлопоты, тут же дал задний ход, согласившись, что сначала надо, как устав требует, принять юристов в Ассоциацию. Дальше предварительно задуманное было реализовано. Президентский замысел общественной самоорганизации юристов реанимировали в Карелии. И руководящий совет избрали, и нового председателя регионального отделения Ассоциации выбрали, им стал Алексей Бахилин, возглавляющий Центральную избирательную комиссию Карелии. Выборы проходили на безальтернативной основе и, как сказал А. Хюннинен, этот кадровый вопрос согласован и на уровне Северо-Западного полпредства, и глава Карелии А. Худилайнен не возражал.
Хотя многое в связи с возникновением фигуры А. Бахилина в качестве регионального руководителя Ассоциации – заметим, организации весьма влиятельной на федеральном уроне – остаётся не ясным, о чём сами юристы публично говорить, конечно, не будут. Документальных свидетельств, которые можно было бы привести в качестве доказательства сказанного мною, у меня нет, но есть мои анонимные собеседники, чуть приоткрывшие интригу происходящего накануне собрания Ассоциации. По слухам – на всякий случай буду пользоваться этим пригодным для суда термином – первоначально на должность руководителя Карельского регионального отделения Ассоциации юристов планировалось предложить — думаю, не надо пояснять кем планировалось — министра юстиции республики Константина Этингофа. Что, в общем-то, логично: как-никак первый юрист в правительстве Карелии, опять же человек, пользующийся полным доверием у губернатора А. Худилайнена. Но когда мысль эта была доведена до неопределённого круга лиц, неожиданно почувствовалось тихое сопротивление, даже саботирование. Возникла довольно щепетильная ситуация, когда в вежливой, но твёрдой форме зазвучало: если «он» во главе, тогда – без нас. А так как эхо пересудов, как говорят, полыхнуло по кабинетам силовых ведомств, то такое солидарное неприятие министра Этингофа понудило автора его продвижения не вступать в конфликт с общественным мнением, тем более грозящим публичным скандалом (а тут любая огласка – уже скандал). Так недружественные слухи сломали общественную карьеру министра. И, напротив, в юридическом сообществе республики ничего не имели против А. Бахилина, которого, как, видимо, не случайно подчеркнул главный инспектор А. Хюннинен: и губернатор А. Худилайнен поддерживает (подсластил).
Министр юстиции Карелии К. Этингоф, введённый, к слову, в состав совета регионального отделения Ассоциации, на собрание не явился. В отличие от меня он изнутри знает ситуацию и, возможно, обиделся на демарш (в результате правительственную сторону неуважительно по отношению к высокому должностями собранию представлял сотрудник правительства). И Этингоф поступил правильно, когда до него тоже дошли разговоры, что условием прихода на собрание тех или иных уважаемых людей ставилось его не присутствие на собрании, то благоразумно было оказаться служебно занятым в момент проведения собрания.
Как уже я написал выше, отчёта о работе регионального отделения не случилось. Однако небезынтересные вопросы по ходу собрания возникали, один из которых касался денежных операций общественной организации. Члены её сдавали вступительные взносы – какая это была сумма, на что тратились деньги? Ответа не последовало, потому как никто ни за что и не отчитывался. Хотя сомнительно, что кто-то мог нажиться на денежной кассе Ассоциации. По всей видимости, сумма эта мизерная (если речь идёт именно о вступительных взносах, поскольку, как прозвучало на собрании, в региональном отделении на учёте состояло всего-то 25 членов, а суммы взносов — вполне скромные).
И тут мы подходим к действительно интересной теме, и вовсе не карельской. Устав Ассоциации юристов РФ предполагает существование попечительского совета при ней. Как сказано было на собрании, обычно возглавляют их главы субъектов Федерации, и уже прозвучало, что в Карелии губернатор А. Худилайнен встанет во главе республиканского попечительского совета (хотя мы слышали, что он не дал ещё на это официального согласия, но если везде по России так, то куда ж ему деваться от рекомендации полпреда). На федеральном уровне, например, попечительский совет Ассоциации юристов возглавляет лично премьер-министр Дмитрий Медведев. Хороший должностной ориентир, согласитесь. Тут лишь бы кого уже не включишь в состав попечителей. Из 20 российских попечителей Ассоциации юристов сплошь фигуры политического и финансового влияния. О председателе правительства России Д. Медведеве я уже сказал. Рядом с ним заседают олигархи: В. Алекперов (Лукойл), В. Богданов (Сургутнефтегаз), В. Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат), Г. Греф (Сбербанк России), А. Миллер (Газпром), В. Рашников (Магнитогорский металлургический комбинат), В. Якунин (РЖД), Г. Тосунян (Ассоциация российских банков) и прочие сильные мира сего. Не сложно догадаться, для чего в попечительский совет Ассоциации юристов России включены такие мощные своими финансовыми возможностями фигуры.
В Карелии подобных денежных тяжеловесов сыскать сложно, но на вчерашнем собрании прозвучало, что в попечительском совете, который возглавит губернатор А. Худилайнен (придётся, имея в виду пример старших по должности), тоже должны быть бизнесмены. Фамилии их не были названы, но, не сомневаюсь, как только те узнают о такой общественно-финансовой нагрузке, то в очередь выстроятся, желая подсобить распространению правовых знаний в республике. Попасть в круг избранных не просто лестно, а полезно. Связи, пусть и на общественных началах взрастаемые, всегда дорого стоят. (В скобках для подозрительных моих читателей уточню, что ничего худого не имею в виду, чем может чей-то извращённый ум возбудиться).
Карельское отделение Ассоциации юристов России реанимировано. Однако ещё одно организационное затруднение его поджидает. В республике имеется и другое общественное объединение юристов, называется оно — Союзом юристов Карелии. Образована организация эта была в 1993 г. и насчитывается в ней примерно полторы сотни членов. Во многом функции регионального отделения Ассоциации юристов РФ совпадают с тем, что согласно уставу выполняет Союз юристов Карелии. Можно говорить о некоем дублировании. В принципе ничто не мешает обоим общественным формированиям юристов работать на благо жителей Карелии, но захотят ли сами юристы состоять в двух общественных организациях? Новый руководитель Карельского отделения Ассоциации юристов РФ Алексей Бахилин не исключает того, что Союз юристов Карелии, в который он тоже, к слову, входит, вольётся в качестве коллективного члена в Ассоциацию. Руководитель Союза юристов Карелии Валерий Снигур (он возглавляет Судебный департамент в республике) считает эту мысль правильной. Но ведь возможно, кто-то из членов общественной организации имеет и другое мнение, и решит сохранить за собой марку общественной организации с собственной историей?
Наша справка
Ассоциация юристов России учреждена в 2005 г. путём слияния Российского союза юристов и Союза юристов России. На сегодняшний день в Ассоциацию юристов РФ входят почти 25 тысяч членов, её региональные отделения созданы в 83 субъектах Федерации (хочется думать, что Карелия является единственным примером бездействия). Председателем Ассоциации является депутат Госдумы, доктор юридических наук Павел Крашенинников, у которого имеются двое сопредседателей.
Анатолий Цыганков