Что будет завтра со страной, если сегодня плохо кормить школьников? Вопрос странный, но не праздный. Общественная палата России ищет на него ответ.
В рамках форума «Сообщество», который проводится Общественной палатой России на этой неделе в Петрозаводске, обсуждалась вчера тема организации школьного питания. Для участия в разговоре приглашены были организаторы питания (директора школ, руководители предприятий, которые кормят учащихся, представители республиканской и муниципальной власти) и те, кто более всего заинтересованы в качественном питании учащихся — родители (для чего и позвали родительскую общественность, которая в идеале должна осуществлять общественный контроль за деятельностью первый группы участников диалога). Собственно, площадка так и называлась «Полезное. Горячее. Твоё. Общественный контроль школьного питания». Первые три определения — это о школьниках, точнее о том, как их должны кормить. И обратите внимание на вторую часть наименования площадки. Речь идёт об общественном контроле за школьным питанием. Но именно родительской общественности в силу объективных причин оказалось меньше всего в зале (середина рабочего дня), хотя представители её были и выступали, правда, это несколько странно выглядело, поскольку они больше в роли обличителей родителей предстали.
Вела мероприятие член Общественной палаты России Светлана Казачёнок. Разговор начинался плавно и даже мажорно. Гостья приехала в Петрозаводск с опытом других регионов, предлагая тиражировать его в Карелии, но довольно скоро разговор опрокинулся в проблемы организации школьного питания, сделано что было петрозаводской стороной. Главный вопрос: почему трудно организовать нормальное питание в школах, которое было бы полезно для школьников и принято ими (понимайте, съедено, и с удовольствием)?
Два часа непростого разговора пересказывать не стану. Выделю самые принципиальные проблемы, которые чётче других сформулировала Наталья Кармазина, когда-то работавшая первым заместителем министра образования республики, а сейчас занимающаяся социальными вопросами в Петрозаводской мэрии в качестве заместителя главы Петрозаводска (она возглавляет городской комитет социального развития). Две проблемы Кармазина особо выделяет. Во-первых, федеральный закон № 44, позволяющий приходить на рынок услуг школьного питания, недобросовестным компаниям, фактически разрушает саму организацию такого питания. Участники конкурсов намеренно занижают коммерческие предложения, благодаря чему выигрывают конкурсы, а потом делают администрации школ и учащихся заложниками своего непрофессионализма и финансового эгоизма. Задача таких фирм — максимально сэкономить на всех затратах на школьное питание. О качестве завтраков и обедов для школьников, а тем более о здоровом питании, никто и не думает из таких «победителей».
Отказаться от федерального закона невозможно, потому как все опасаются (и правильно делают), что следом придут монопольные сговоры и коррупция, но то, что требуется основательно редактировать ФЗ-44, это для школьных администраций и руководителей добросовестных предприятий, выходящих на конкурсы, очевидно. Необходимо переписывать условия конкурса.
Вторая проблема – это состояние школьных пищеблоков. В большинстве школ республики — даже в Петрозаводске, не говоря уж о сельских общеобразовательных организациях — нынешние школьные столовые не отвечают современным требованиям. Переделать их силами региона (за счёт республиканского бюджета) в Карелии, например, невозможно. Какой выход? Принятие федеральной программы по модернизации школьных столовых страны. Кстати, на заседании прозвучала сумма, требуемая Карелии на модернизацию всех пищеблоков в школах республики – нужно примерно 200 миллионов рублей. Поскольку цифра названа была представителем Минобразования Карелии, то доверять ей, видимо, можно. Таких денег в бюджете Карелии нет. Какие-то средства выделяются, естественно, на модернизацию пищеблоков, но ограничено происходит такое. Так депутат Заксобрания Карелии Галина Гореликова сказала, что из 196 школ республики в программу модернизации попали лишь 50. Когда до остальных очередь дойдёт — не известно.
Довольно часто нехорошо вспоминалась ещё и третья проблема – слишком мало бюджетных денег закладывается на питание школьников. На одного учащегося на один обед (или завтрак, где как организовано питание) выделятся сумма от 64 до 90 рублей. При этом надо иметь в виду, что это не то что попадёт в школьные тарелки. В этой сумме все расходы на организацию питания учащихся. Дальше вместе загибаем пальцы: стоимость закупленных продуктов, их транспортировка из магазина в школу, зарплаты работников школьной столовой, налоги за любые виды деятельности, ну и надо о прибыли для коммерческого предприятия не забывать, это же не благотворительность, а работа пищевого предприятия. И что остаётся в итоге в школьной тарелке в виде блюда горячего и вкусного?
Финансовые нормативы необходимо пересматривать и унифицировать. В том смысле что на сегодняшний день существуют несколько видов бесплатного питания для школьников (разные льготные категории узаконены). Это порождает даже социальные конфликты в среде учащихся (действительно, почему это у одних детей порции больше и разнообразнее, чем у других? прямо «классовая» ненависть закипает). Плюс затрудняет работу предприятий организующих питание в школах, у которых больше финансовой отчётности появляется. А если сегодня уже на 70% учащихся школ распространены разные формы бесплатного питания, то может быть тогда вообще кормить бесплатно всех школьников и делать это по единому стандарту (самому современному), за одну цену (высокую)? – задаются вопросом организаторы питания Ответ на него зависит от федеральной власти. Дадут регионам целевые деньги на всеобщее школьное питание или нет?
Светлана Казачёнок, когда речь заходила о деньгах, несколько раз деликатно намекала, что надо бы не только в бюджетный карман руку запускать, но и о государственно-частном партнёрстве подумать, Есть же, наверное, в Карелии предприниматели, заговаривала она, которые могли бы вложиться в школьное питание? Ответ со стороны аудитории — прежде всего в лице представителей школьных администраций и органов власти — был категорично отрицательным. Прозвучало возражение, что дотационная Карелия рассчитывает лишь на федеральные субсидии.
От чего ещё отказались петрозаводские участники дискуссии? От возвращения в жизнь комбинатов общественного питания, с явным ужасом вспоминая качество работы последних. А на чём настаивали? На принятии федерального закона о социальном питании, который бы комплексно снял все существующие проблемы, и с организаторами школьного питания связанные (вновь приходится дурным словом поминать ФЗ-44), и стоимостью школьного блюда, и социальной справедливостью (всех школьников бесплатно кормить), и тотальной модернизацией пищеблоков и так далее.
Меньше всего вспоминалось все два часа дебатов об общественном контроле за организацией школьного питания. Моя робкая попытка напомнить об этом (так ведь и тема площадки заявлялась) наткнулась на директорскую крепость, которые застыдили меня, что заподозрил, мол, петрозаводские школы в том, что у них родительская общественность недостаточно контролирует работу школ по организации питания учащихся. Прав я или не прав, то лучше бы, конечно, родителям самим высказаться было. Из тех двоих представителей родительской общественности, что выступали, картина рисовалась благостная. Очень благостная. Может так оно и есть, в Петрозаводске (хотя сомневаюсь). Но результаты мониторинга, проведённого Общественной палатой Карелии в районах республики, дают совершено иные оценки относительно родительского (общественного) контроля за работой школьных пищеблоков. Правда с момента проведения нами мониторинга уже год прошёл, возможно за это время всё сказочно изменилось?
А что беспокоит тех представителей родительской общественности, которые участвовали вчера в обсуждении темы? Беспокоят сами родители, не умеющие привить своим детям правильные стандарты питания, что приводит к «нарушению пищевого поведения» школьников (цитирую выступающую). Соглашусь, это тоже серьёзная тема — привычка к здоровому питанию воспитывается прежде всего в семье. Об этом говорила председатель общественного совета Карельского республиканского отделения Национальной родительской ассоциации Ирина Комиссарова. Это она произнесла фразу о том, что родители сами виноваты, не приучая своих детей понимать что полезно для здоровья в еде, а что не очень. И возразить тут в общем-то нечего. Хотя её утверждение, что у родителей нет претензий к организации школьного питания, я бы назвал чрезмерно смелым. Ей наверняка многие бы родители захотели возразить, услышь такое. Но её мнение такое.
На заседании площадки «Полезное. Горячее. Твоё. Общественный контроль школьного питания» все были услышаны. Проблемы озвучены. Предложения сформулированы. Каким будет эффект от разговора – вопрос. У Общественной палаты России тоже ведь не много ресурсов, чтобы доказать целесообразность тех или иных предложений, услышанных в Петрозаводске. Хотя Светлана Казачёнок настойчиво предлагала участникам дискуссии передать ей в письменном виде их предложения, напомнив, что она является заместителем председателя комиссии Общественной палаты России по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив. Что ж, надо и этим общественным каналом воспользоваться людям, заботящимся о здоровье детей, а значит и о нашем общем будущем.
Анатолий Цыганков