Проект бюджета Карелии на 2023 год принят в первом чтении, но вопросов к нему много.
Партийно-политический состав Законодательного собрания Карелии подсказывает, что все решения (любые) будут приняты парламентом республики, если их поддерживает фракция «Единая Россия», потому как у неё контрольный пакет голосов. Это данность – на все пять лет нынешнего созыва Заксобрания РК. А значит и голосование по проекту бюджета Карелии на 2023 год в первом чтении не должно удивлять: 28 голосов – «за», «против» – пятеро депутатов.
Две полярные позиции сталкиваются. И они скорее политические. Партийные фракции, считающие себя оппозиционными, фактом своего несогласия с проектом бюджета, предложенным партией власти («единороссами»), подтверждают свою оппозиционность. При этом представители этих фракций понимают, что повлиять на исход голосования не могут и для них само публичное возражение это либо способ обратить внимание на прорехи в проекте бюджете (так они видят ситуацию), либо неизбежный политический спектакль (надо выйти на сцену и отработать номер, чтобы потом при случае отчитаться перед однопартийцами: мы были против).
На что не хватает денег?
Наиболее содержательно на тему соразмерности выделения бюджетных средств существующим проблемам и задачам выступили, на мой взгляд, двое депутатов, причём из конкурирующих фракций: Эмилия Слабунова из «Яблока» и Анна Лопаткина из «Единой России».
Что не устраивает депутатов-«яблочников» в предлагаемом проекте бюджета на следующий год? Сама его концепция, когда на социальные расходы закладывается сумма меньше, чем то требуется в реальности. Тогда как на содержание республиканского аппарата управления чрезмерно много денег направляется. Эмилия Слабунова обратила внимание коллег на то, что авторы законопроекта, желая избежать критики из-за чиновничьих излишеств, деньги, выделяемые на руководящий корпус спрятали в статьях бюджета учреждений подведомственных правительству. В детали она не погружалась, заметив лишь, что средства фигурируют значительные. На это никто ей ничего не возразил. И это надо понимать так, что оценка её соответствует действительности. А если так, то тут обнаруживается предмет реагирования для контролирующих органов.
Не устраивает Э. Слабунову и то, что на поддержку органов местного самоуправления выделятся на 2023 г. всего 1 млрд 200 млн рублей и этих денег, убеждена она, не хватит на решение даже самых вопящих проблем поселений (муниципальные дороги, уличное освещение, коммунальное хозяйство и проч.). Кстати, на поддержание в нормативном состоянии муниципальных дорог выделено на следующий всего 148 млн рублей. По оценке Слабуновой, этих денег хватит разве что на ремонт 10-15 километров убитых местных автодорог.
И напротив ей не понятно почему так много средств закладывается в Резервный фонд республики (2 млрд рублей), траты из которого потом трудно будет проконтролировать. Слабунова даже рискнула заявить, что деньги будут расходоваться бесконтрольно, в том смысле, что трудно будет оценивать эффективность использования средств Резервного фонда, если изначально туманна его роспись по расходным статьям бюджета.
Неожиданно было услышать и о том, что в проекте бюджета не заложены деньги на единовременные выплаты такой группе населения, как «Дети войны». Средства эти небольшие и точно на них ничего не сэкономить. Пенсионеры из данной социальной категории — а по возрасту они и есть «дети войны» — получают ежегодно по одной тысяче рублей. По прошлогодним данным Минсоцзащиты РК в Карелии проживали немногим более 35 тысяч человек, имеющих статус «детей войны». Легко понять, что выпадение из проекта регионального бюджета строки о денежной поддержке «детей войны» никакой экономии казне не несёт. Зато репутационные угрозы – огромны. А потому и не ясно, то ли случайно «детей войны» из вида упустили, то ли подготовили площадку (аргумент) для будущих манёвров при работе над поправками в бюджет ко второму чтения его чтению (что не исключается).
Из подобных «потерь» обращает на себя внимание и исчезновение из проекта бюджета на 2023 г. финансирования безусловно важных видов гражданской самодеятельности, развивающих территориальное самоуправление. Депутат Анна Лопаткина сообщила, что не заложены в проекте бюджета деньги на развитие таких социальных проектов как «Территориальное общественное самоуправление», «Программа поддержки местных инициатив» и «Народный бюджет» (это когда местных жителей включают в процесс принятия муниципальных бюджетов). В текущем году в сумме на все эти проекты закладывалось 355 млн рублей, на 2023 год предлагалось сумму трансфера на эти же цели увеличить на 45 миллионов рублей. Однако вдруг этот раздел вообще исчез из проекта бюджета и парламент Карелии вынужден обращаться с письмом к премьер-министру правительства Карелии А. Чепику с предложением исправить ошибку. Или тут тоже поле для манёвра оставили?
Грозились голосовать против
Из представителей оппозиционных фракций, выступавших на сессии Заксобрания, трое депутатов заявляли, что их фракции не станут голосовать в первом чтении за проект бюджета на 2023 г. Это — «яблочники», у которых два мандата, коммунисты — с тремя голосами, и эсеры — с четырьмя. Депутат ЗС РК Евгений Ульянов (фракция КПРФ) предлагаемый проект бюджета назвал не бюджетом развития, а бюджетом «поддерживания штанов». Он настаивал на том, что нет в нём никакой социальной ориентированности, а «единороссы» ему возражали, говоря, что 65% всех расходов будущего года направляются на решение социальных задач (а вице-спикер Заксобрания Илья Раковский даже и большую цифру привёл – 80%, правда, явно расширительно трактуя сам термин «социальные расходы», куда, например, включил и деньги направляемые на дорожное строительство).
Депутат Александр Федичев из фракции «Справедливая Россия» тоже критически отозвался о финансовом документе, согласившись с Ульяновым, что проект бюджета не может считаться социально ориентированным. По мнению Федичева, затраты на содержание чиновников республики чрезмерны, в том числе и содержание парламента он имел в виду, потому такие расходы надо подсократить, перенаправив высвободившиеся деньги на социальные задачи и на поддержку местного самоуправления. Сумму экономии он не озвучил.
Язвительно на критику парламентской оппозиции отозвался депутат из фракции «Единая Россия» Леонид Лиминчук, заявивший, он, мол, думал, что сезон для бюджетных панических атак закончился, ан, нет. По его оценке, бюджет нормальный. А если цели по региональным доходам будут достигнуты, на что глава Карелии всех настраивает, считая достижимым двукратный рост собственных доходов, то и расходы на социальные задачи можно будет в дальнейшем увеличить поправками бюджета республики. С чем спорить невозможно, было бы что делить.
Сейчас предполагается, что доходная часть бюджета Карелии составит в 2023 году 76,2 миллиарда рублей (в этой сумме и федеральная помощь заложена), а расходы планируются в размере 80 миллиардов рублей, то есть входим в новый финансовый год с дефицитом в 3,8 млрд рублей. За эти показатели и проголосовали в первом чтении, против были пятеро депутатов.
До 28 ноября будут собираться поправки ко второму чтению проекта бюджета, за предстоящие полторы недели и нужно парламентской оппозиции пробиться со своими предложениями в финансовый документ республики.
Анатолий Цыганков