Произнести это легко, а вот сделать трудно. Почему?
Карелия не может похвалиться сильным фермерским движением, а особенно самоорганизацией крестьянских (фермерских) хозяйств. Бессмысленно их в том упрекать, значит, нет в этом у них потребности. Хотя проблем хватает и, думается, легче было бы их коллективно решать. О некоторых трудностях своего фермерского хозяйства рассказала Татьяна Сулим В частности говорила она о том, что невозможно расширять производство молока, так как возникают сложности с его сбытом. Местные жители производимое молоко в полном объёме не покупают (ограничен спрос), а изготовить из него молочные продукты (сыр, творог, сметану) проблематично из-за существующих жёстких санитарных правил. В связи с чем у Татьяны Сулим и возникла мысль, что может быть надо государству создать для фермеров цех по переработке молока?
С этим вопросом я адресовался к министру сельского и рыбного хозяйства Карелии Владимиру Лабинову: не запустить ли правительству республики такой производственный проект?
Министр отнёсся к идее прохладно, честно сказав, что не видит смысла создавать государственный молочный завод по переработке молока для фермеров. Действуют частные предприятия и их вполне достаточно. Лабинов убеждён, что частный бизнес в этой сфере работает эффективнее, чем госпредприятия. А потому и создавать альтернативный государственный молзавод нецелесообразно. Если же фермерам нужна собственная переработка молока, то им следует кооперироваться и вскладчину решать проблему, коли они её таковой считают, убеждён В. Лабинов. При этом он напомнил, что форм государственной поддержки кооперации фермеров даже больше, чем поддержки фермерских хозяйств. Однако последние такими возможностями не пользуются.
Естественно у меня возник вопрос: почему? В. Лабинов двумя причинами это объяснил. Во-первых, концентрация крестьянских хозяйств в Карелии слишком маленькая. В Карелии действуют порядка трёх сотен фермерских хозяйств. А кооперативные устремления обычно начинают проявляться у фермеров тогда, когда на маленькой площади складывается высокая концентрация экономических интересантов. Жизнь сама тогда подталкивает фермеров к кооперации. И второй фактор, тормозящий развитие фермерской кооперации – это их ментальность, деликатно произнёс министр. Уточнив, что кто-то из фермеров и может, конечно, порассуждать о пользе производственного объединения, но ничего для этого никто из них не предпринимает. А государство, убеждён Лабинов, не должно затаскивать силком фермеров в кооперативы. Им должно быть выгодно создавать их.
По информации министра сельского хозяйства, в республике организовано не более двух десятков кооперативов, это на бумаге, оговорился он, на деле же хорошо если с пяток из них реально работают, причём не в сфере молочной переработки они функционируют. Самыми организованными в этом смысле являются форелеводы (хотя, следует уточнить, что юридически свои отношения они не оформили по сей день, но экономическое взаимодействие между ними существует), пчеловоды также объединяются и ещё тягу к кооперативной солидарности обнаруживают крестьянские хозяйства, выращивающие ягоду.
Из сказанного следует, что в Карелии не созрели объективные условия для кооперации фермеров в молочном животноводстве. Возражения принимаются.
Анатолий Цыганков