Депутаты Олонецкого городского совета осудили своего коллегу, хотя надо бы защищать честь депутатского корпуса.
Депутат Олонецкого горсовета Нина Щербакова, защищая свою позицию в споре с главой Олонецкой районной администрации Сергеем Прокопьевым, использовала диктофон, записав свой разговор с ним, не предупреждая об этом собеседника. Запись их разговора в кабинете главы администрации района подтверждает, что депутат Н. Щербакова не распространяла недостоверной информации, рассказав журналистам о содержании встречи депутатов горсовета с руководителем районной администрации С. Прокопьевым. Во время общения с депутатами С. Прокопьев дважды сделал опрометчивые заявления. Сначала сравнив жителей Олонца с социальными паразитами (таким образом оценивая их общественную пассивность), а откликаясь на критические замечания депутатов, заявил, что критиков поубавилось бы, будь возможность расстрелять нескольких депутатов для острастки (конечно же, это было образное выражение главы районной администрации С. Прокопьева).
После того как в Олонце началось бурное обсуждение произошедшего на заседании депутатской комиссии и информация об этом попала в федеральные СМИ, Сергей Прокопьев стал утверждать, что ничего подобного не произносил. Н. Щербакова такой неправде возмутилась и, понимая, что Прокопьев ей грозится судом, решила подстраховаться, задав ряд вопросов, касающиеся встречи депутатов горсовета с главой районной администрации С. Прокопьевым. Разговор с ним она записала на диктофон, не уведомляя его о своих действиях. Именно данное обстоятельство и стало поводом для разбора ситуации (тайно сделанной записи) на сессии городского совета. Большинство депутатского корпуса сочли действия своего коллеги неэтичными. По их мнению, депутат Щербакова, тайно записав свой разговор с Прокопьевым, вмешалась в его частную жизнь, и как депутат нарушила моральные и этические нормы поведения. Действия Щербаковой депутаты расценили как противозаконные.
По всей видимости, у депутатов Олонецкого горсовета и тех кто готовил первый сессионный вопрос («этический проступок» депутата Н. Щербаковой) не оказалось рядом грамотного юриста, который смог бы пояснить им, что современное законодательство уже как минимум пару лет сделало допустимым сбор доказательств с использованием тайной диктофонной записи, когда иного способа защитить свои интересы у гражданина нет. На этот счёт имеется решение Верховного суда России.
Депутат Щербакова не вмешивалась в частную жизнь Прокопьева, потому что беседовала с главой администрации района по месту его работы (не дома у него) и разговор между ними вёлся о работе (о содержании заседания депутатской комиссии). Записывала она прежде всего себя, думая о своей защите. Она не собирала никаких персональных данных о С. Прокопьеве, сконцентрировавшись на его словах, произнесённых им на заседании депутатской комиссии.
Делая тайную аудиозапись на диктофон, она защищалась от угрозы судебного преследования, предполагая возможность подобного действия со стороны Прокопьева. И не ошиблась, районная администрация обратилась с исковым заявлением в суд, обвиняя депутата Н. Щербакову в распространении недостоверной информации.
То есть все действия Н. Щербаковой, с помощью которых она защищала себя, — законные. Говорить обратное, значит, как минимум, не разбираться в вопросах, регулирующих данную сферу правоотношений. Повторимся, с помощью диктофона можно записать что угодно и без предупреждения собеседника, имея целью защитить свои конституционные права. Что и сделала депутат горсовета Нина Щербакова.
Удивительным образом, взявшись расследовать законность действий депутата Олонецкого горсовета Н. Щербаковой, её коллеги не стали разбираться в существе конфликта, а он в том, что муниципальный служащий, в лице главы районной администрации С. Прокопьева, обвиняет народного избранника в клевете (распространении депутатом Щербаковой недостоверной информации). Первое что следовало бы в такой ситуации сделать это выяснить — произносил ли глава районной администрации те фразы на заседании депутаткой комиссии, которые стали предметом судебного спора. Но именно этого вопроса, судя по повестке сессии горсовета, и не желают затрагивать депутаты. Хотя кто-то из них точно так же как и депутат Щербакова присутствовали на скандальном заседании и могли бы сообщить что-то по существу конфликтной истории, не прячась за обсуждением вопроса о депутаткой этики.
Глава районной администрации Сергей Прокопьев явно не понимает, как много он уже навредил органам местной власти, сначала втравив в конфликт, лишь его касающийся, орган исполнительной муниципальной власти (районную администрацию, которой руководит), а теперь ещё и представительный орган власти, контролируемый местной партией власти (С. Прокопьев является руководителем районной парторганизации «Единой России»). И выходит, что сам Прокопьев не способен остановиться (с психологической точки зрения такое объяснимо, случается, что не умеют люди признавать свою вину), но и нет у него компетентных и авторитетных для него консультантов рядом, готовых помочь ему свернуть никому не нужный конфликт, приобретший большой общественный резонанс. Депутаты Олонецкого горсовета, взявшись обсуждать вопросы не этического поведения коллеги Н. Шербаковой, лишь подлили масла в полыхающий огонь противостояния. Страдающей стороной в итоге окажется авторитет муниципальной власти.
Анатолий Цыганков