С какими трудностями сталкиваются общественные организации и чем НКО Карелии отличаются от таких же организаций в других регионах? Мнения экспертов.
Галина Степанова является учредителем некоммерческого фонда «Новое образование». Организация занимается образовательными программами, ориентированными на разные возрастные группы населения.
Корреспондент: — Галина Васильевна, давайте, оценим самые первые риски, с которыми сталкиваются граждане, решившие заняться общественной работой?
Галина Степанова: — Первое препятствие – это страх людей. Ко мне часто обращаются за советом инициативные граждане из разных районов республики. Сначала они загораются идеей зарегистрировать собственную организацию. Но довольно часто они отказываются от этого ещё на уровне идеи. Чаще всего объясняют это тем, что в некоммерческой общественной организации нужно писать отчёты, вести документацию. Любая подобная работа пугает людей. Они заранее страшатся отчётов перед проверяющими государственными органами.
Поэтому многие люди ограничиваются тем, что создают собственный клуб и размещают его на базе какого-нибудь общественного центра. Такие клубы проводят встречи в офисе нашей организации. Они не видят смысла начинать юридически оформленную общественную деятельность, ведь мы можем предоставить им все необходимые ресурсы. В первую очередь – помещение для проведения встреч и занятий.
Корр.: — Допустим, некоммерческая общественная организация создана. Что станет первой трудностью для её учредителей?
Галина Степанова: — Проекты, которые они захотят реализовать, для чего, собственно, люди и объединились в организацию, потребуют денег. А средств всегда не хватает. Расходы же постоянно возникают. На примере нашей организации это расскажу. Мы не платим арендную плату за помещение — администрация города Петрозаводска предоставила его нашему Фонду, — но должны оплачивать коммунальные услуги. Когда мы предложили собирающимся у нас клубам платить вскладчину, многие отказались. Наших же доходов от оказания платных услуг населению едва хватает на то, чтобы закрыть коммунальные платежи.
Другие организации сталкиваются с такими же точно проблемами, но у них ситуация усугубляется тем, что они не умеют писать грантовые заявки. Если уметь это делать, то деньги на проекты можно получать из разных источников. Это Фонд президентских грантов. В Карелии бюджетные средства на проектную деятельность НКО выделяются через гранты губернатора. Небольшие деньги, но их тоже можно получить, разыгрываются на конкурсах, организуемых для НКО Петрозаводской администрацией.
Мы консультируем районные организации, как писать грантовые заявки, но со всеми поработать не удаётся. Поэтому уровень написания грантовых заявок в Карелии остаётся низким, а поддержку в виде грантов получает небольшое число общественных организаций.
Однако победа в грантовом конкурсе не гарантирует решения материальных проблем НКО. Даже наша организация не может провести ремонт в арендуемом офисе из-за того, что грант не предусматривает выделения денег на подобные виды работ. Мы сейчас обратились за помощью к бизнесу, чтобы хотя бы поменять линолеум в офисе. Пока никто не отозвался. Поэтому многие учредители НКО предпочитают регистрировать свои организации по месту жительства, не нагружая себя дополнительными арендными, коммунальными и прочими расходами. У нас много «квартирных НКО».
Елена Черненкова, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Петрозаводского госуниверситета. В качестве эксперта оценивает деятельность некоммерческих общественных организаций Карелии.
Корреспондент: — Елена Ивановна, на ваш взгляд, насколько развита в Карелии сфера некоммерческих общественных организаций, иначе говоря, третий сектор?
Елена Черненкова: — С формальной точки зрения в Карелии представлены все формы некоммерческих организаций. Они работают по всем возможным направлениям, участвуя в решении проблем граждан.
Корр.: — Правомерно ли говорить о каких-то общих для них трудностях в работе?
Елена Черненкова: — Здесь нужно учитывать три специфических момента.
Во-первых, в список некоммерческих общественных организаций Министерства юстиции по умолчанию входят все местные религиозные организации. Поэтому в некоторых районах Карелии соотношение светских и религиозных НКО измеряется как один к десяти. Это высокий показатель, если учесть, что общее количество организаций, размещённых на сайте республиканского управления Минюста, исчисляется не более чем полутора тысячами. Отсюда возникает и вопрос, насколько такое положение дел соответствует концепции некоммерческого, третьего сектора, широко описанного в исследовательской литературе.
Во-вторых, даже если брать условно светские образования, в разных районах их количество может серьёзно различаться. Так, например, успешные практики НКО существуют в Кондопожском, Пряжинском районе. Всего одна, но влиятельная организация «Муезерские сердца» справляется со множеством задач в Муезерском районе. Но в других, особенно северных районах Карелии, сектор некоммерческих организаций развит слабо. Люди предпочитают иные формы самоорганизации, не подразумевающих издержек, связанных с деятельностью НКО.
В-третьих, неоднозначно можно оценить финансовую сторону вопроса. Одним из главных источников финансирования для зарегистрированных организаций выступает денежная поддержка от Фонда президентских грантов. И здесь встаёт вопрос приоритетов: каким проектам государство готово оказать помощь в первую очередь, а каким – во вторую? От ответа на этот вопрос зависит, на какие проекты будут ориентироваться сами создатели таких организаций. Есть риск, когда слишком много сил и энергии будет направлено на реализацию одного типа проектов в ущерб всем другим. Потому что государство под эту тематику выделяет деньги, таким образом формируя и поле НКО.
Корр.: — Если сравнивать задачи, которые ставят перед собой НКО Карелии с задачами, решаемыми их коллегами-общественниками в других регионах, то обнаруживаются между ними различия или нет?
Елена Черненкова: — Пожалуй, нет. Они одинаково хотят стать партнёрами государства, и в одинаковой мере не желают заниматься только реализацией государственных проектов, и тем более не хотят замещать государство в выполнении тех функций, которые лежат на органах власти в качестве «социального государства».
Беседовал Сергей Другов