Партия «Справедливая Россия» готова бороться с кандидатом в губернаторы Карелии от партии «Единая Россия», но вместе с другими
Неумолимо приближающиеся губернаторские выборы ставят перед парламентскими партиями один вопрос: участвовать в них или нет? А если да, то кого отрядить на выборы и, что не менее важно, как завести своего кандидата в избирательный процесс? Причём последняя задача отнюдь не простая. Дело в том, что для регистрации кандидата в губернаторы требуется, чтобы 7% представителей органов местной власти поставили свои подписи в «выдвижных» листах, иначе говоря публично своими подписями, нотариально заверенными, согласились на выдвижение данного кандидата. Таким правом главы поселений, депутаты советов поселений и районов могут воспользоваться только один раз. То есть все представители муниципальной власти будут думать: поддерживать им или нет того или иного партийного выдвиженца? И от того «муниципальный фильтр» способен превратиться для многих партий в своего рода политический «шлагбаум», не преодолев который за губернаторскими выборами придётся наблюдать со стороны.
В Карелии установлена семипроцентная заградительная норма, что в абсолютных цифрах составляет порядка 88 подписей, которые кандидату требуется принести в Центризбирком республики. Анализ партийного представительства в органах местного самоуправления Карелии позволяет говорить, что только «Единая Россия», обладающая как минимум 793 мандатами (в эту цифру мы включаем глав поселений и депутатов) или 65% мест в органах муниципального самоуправления, гарантированно преодолевает муниципальный «барьер». Все остальные парламентские партии такой возможности не имеют. Даже самая благоприятная ситуация, которой могут похвалиться республиканские эсеры (у них 86 мандатов или 7%), вовсе не является гарантией регистрации их кандидата в губернатора, так как законом определено, что 88 подписей требуется собрать на территории 14 муниципалитетов, то есть недостаточно иметь партийных представителей в нескольких районах.
И Карелия здесь, заметим, никакое не исключение, во всех 14 субъектах Федерации, где 10 сентября состоятся выборы глав регионов, ситуация похожая. Причём, в Карелии заградительный «муниципальный фильтр» ещё относительно щадящий – «всего лишь» семь процентов, поскольку в значительной части российских регионов он и того выше, достигая максимальной планки в десять процентов (при минимальном пороге в пять процентов).
Ситуация для парламентских партий по-настоящему критическая, что происходит к тому же на фоне предвыборного цейтнота. Этим можно объяснить отчаянную по сути инициативу президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия», который на последнем заседании своём обнародовал заявление, обращаясь к другим парламентским партиям. Понятно, имеются в виду КПРФ и ЛДПР. Эсеры, справедливо утверждая, что есть угроза для всех партий выпасть из губернаторских выборов, предлагают объединиться и в четырнадцати регионах, где состоятся выборы глав, рассмотреть варианты совместного участия в избирательных кампаниях. Если говорить прямо, то эсеры предлагают не конкурировать друг с другом, поскольку схватываясь между собой все оппозиционные партии фактически обрекают себя на поражение в борьбе с кандидатами в губернаторы от «Единой России». Поэтому и предлагается договариваться, политически делить республики, края и области и идти на губернаторские выборы, не мешая друг другу. Предлагается предвыборная модель: 3 против 1.
Действительно, если вместо 42 партийных кандидатов на выборы выйдут только 14, то увеличивается шанс у оппозиционных кандидатов выигрывать губернаторские выборы. Такие «согласованные» кандидаты на должности глав регионов общими усилиями точно преодолеют «муниципальный фильтр» и бороться «единороссам» с утроенными силами согласованного единого кандидата окажется труднее, чем громить по одиночке партийных выдвиженцев.
Заявление руководством эсеров сделано, реакции на него пока не последовало. Хотя уже неделя прошла с момента обнародования данной идеи.
Сразу скажем, что при всей логичности аргументации в пользу предвыборного заединства, на практике реализовать предложение практически невозможно. Во-первых, прошлогодние думские выборы показали, что подобные предвыборные альянсы нежизнеспособны (провалились все прежние попытки договариваться). Во-вторых, лидеры партий, выводя их на губернаторские выборы, уже думают об участии своих партий в президентской избирательной кампании 2018 года. В-третьих, очень сложно в каждом отдельно взятом регионе решить, кто в данном субъекте Федерации является кандидатом в губернаторы, с которым есть шанс победить (социология тут не помощница). И приведёнными аргументами список сомнений не закрывается.
Идея, с которой выступил недавно президиум Центрального совета партии «Справедливая Россия», надо заметить уже озвучивалась в прошлом году депутатами из оппозиционных фракций Законодательного собрания Карелии. На тот момент только что избранные в парламент Карелии депутаты, прошедшие в него по партспискам «Справедливой России», КПРФ и примкнувший к ним член фракции «Яблоко», заявили, что создают предвыборный союз оппозиционных партий, высокопарно поименовав его «Карельским фронтом в защиту интересов жителей республики». Понятно чем вызвано было такое вынужденное объединение: в сумме у всех оппозиционных партий, с учётом членов фракции ЛДПР, всего-навсего 12 мандатов из 36-ти. При таком раскладе голосов судьба всех законопроектов, в том числе и конституционных, заранее предрешена. Как решит партия «Единая Россия» в парламенте, так тому и быть. Эта «мандатная нищета» и подсказывала, что оппонентам «Единой России» нужно объединяться, чтобы хоть как-то влиять на законотворчество.
Однако провести пресс-конференцию, заявив на ней о желании создать «фронт в защиту», и начать его формировать – совсем разные вещи. На наш взгляд, в Карелии подобное политическое формирование, даже предвыборное по своим задачам, нежизнеспособно. Тем более после того как исчез объединяющий оппозицию «фактор Худилайнена». Нет больше губернатора с такой фамилией, в результате энергия ожидаемой схватки с «варягом» сама собой иссякла. Предвыборного сплочения в форме коллективного отрицания Худилайнена более не существует.
Кроме того, каждая партия, считающая себя оппозиционной, не со всякой другой, также оппозиционной себя мнящей, пойдёт на предвыборное сотрудничество. Заметьте, эсеры с коммунистами и «яблочником», демонстративно проигнорировали в Карелии депутатами из фракции ЛДПР. Последние ничуть от этого не пострадали, но предвыборного союзничества между ними уже невозможно. Более того, двое из трёх депутатов фракции «Справедливая Россия» не желают выходить на губернаторские выборы в связке с партией «Яблоко» (Ирина Петеляева без согласования с региональным руководством эсеров объявила о готовности фракции войти в межпартийный «фронт»). Кажется, только коммунисты и готовы предвыборного договариваться с «Яблоком» в Карелии и то с большими оговорками, а главное — такую позицию они занимали до отставки Худилайнена.
К этому добавьте то, что федеральное руководство «Справедливой России» никакого предвыборного союза с партией «Яблоко» не предлагает (не парламентской партии, заметим, на федеральном уровне). То есть в Карелии, как минимум две региональные партийные организации (ЛДПР и «Справедливая Россия») уже не желают вступать в переговорный процесс с «яблочниками» относительно совместного участия в губернаторских выборах. У них не будет общего кандидата на пост главы республики. Очень сомнительно, что и Центральный комитет КПРФ позволит региональному своему отделению договариваться о чём-либо с партией «Яблоко» в Карелии.
И подобных межпартийных (на уровне федерации), внутри региональных противоречий так много, что разговоры о «фронтах» кроме иронии ничего не вызывают. В результате формально рациональная логика «Справедливой России» будет затёрта ледяными торосами межпартийного противостояния. Каждая партия будет либо сама по себе биться за губернаторскую власть, либо ей придётся присоединяться к ожидаемому победителю. И подобную тактику предвыборных действий, пусть в осторожной форме, но уже проявили руководители региональных отделений партий «Справедливая Россия» и КПРФ, которые на днях встречаясь с исполняющим обязанности главы Карелии А. Парфенчиковым, довольно недвусмысленно сигнализировали ему, что готовы поддерживать его на выборах. Не исключено, что они хотели бы такое своё участие оговорить каким-нибудь предварительным обязательством со стороны Парфенчикова.
И теперь скажем самое главное: человек присланный президентом Путиным в Карелию временно исполнять губернаторские обязанности будет баллотироваться на эту должность от партии власти, то есть от «Единой России». Другого варианта у Парфенчикова нет. И последнее обстоятельство должно погружать партийных оппонентов «единороссов» в глубокую задумчивость.
Так что на губернаторские выборы, хочешь не хочешь, а парламентским партиям придётся идти каждой самой по себе, имея в виду президентские выборы следующего года. Ситуация безальтернативная. Потому больше всего их сейчас должно заботить не межпартийное объединение, а совершенно другое: как прорваться их кандидатам на губернаторские выборы? Именно с этой целью депутаты парламента Александр Федичев («Справедливая Россия») и его коллега из фракции «Яблоко» Андрей Рогалевич подготовили поправку в законопроект о выборах главы Карелии, предлагая снизить порог «муниципального фильтра» с нынешних семи процентов до пяти. Отменить его вообще региональные законодатели не в силах, это федеральная норма. И сейчас это передовой фронт борьбы для оппозиционных партий, от исхода которой зависит во многом их участие в выборах. Не исключено, фракция «Единая Россия» и поддержит их, потому что партия власти заинтересована в демонстрационной состязательности, то есть «единороссам» всё равно придётся помогать своим предвыборным соперникам преодолевать «муниципальный фильтр», конечно, не всем.
Анатолий Цыганков