Сейчас формируется бюджет Карелии на 2023 год. Экономические трудности в республике неизбежны, но в принципе прогноз относительно благополучный.
Спад экономического развития объективен и неизбежен. Экономика Карелии значительно сориентирована была на западные рынки, более 30% всей производимой продукции республики экспортировалось, потому резкий разрыв торгово-экономических отношений с коллективным Западом (с прежними партнёрами) естественно ударил по промышленным предприятиям республики. Объёмы экспорта теперь точно снизятся и если прежде прогнозировалось, что он вырастет на 2,5% по сравнению с 2022 годом, достигнув 1,3 млрд долларов, то теперь правительство Карелии пересматривает свои прежние прогнозы и фиксирует в проекте бюджета на следующий год падение экспорта на 24%. Разница между двумя прогнозными индикаторами огромная и объяснимая. Чрезмерному оптимизму не на чём основываться. За девять месяцев текущего года промышленное производство упало на 7%. Потому что западные санкции работают против российской экономики и в обозримом будущем (как долго?) лучше не станет.
Рассчитывать на то, что удастся быстро сменить рынки сбыта экспортной продукции, не приходится. Надежды на это есть (Иран, Китай, Вьетнам), но говорить что-то определённое о практической реализации данных планов очень преждевременно.
При этом согласно обновлённому прогнозу правительства РК налогооблагаемая прибыль предприятий должна вырасти в 2023 г. на 11,7 млрд рублей (в первой прогнозной редакции она составляла 83,5 млрд рублей, сейчас в документе показатель налогооблагаемой прибыли доведён авторами прогноза до 95,2 млрд рублей). Так оно — не так, не ясно, хотелось бы, конечно, верить авторам, но данные Карелиястата за восемь месяцев текущего года скорее удручающие: чистая прибыль предприятий Карелии снизилась в два раза, хотя в предыдущие годы она росла. Это и заставляет усомниться в оптимистических прогнозах.
Объяснить правительственный оптимизм можно разве что ростом инвестиций в основной капитал. В 2022 году они выросли на 10% и сохранение такой тенденции прогнозируется на следующий год. А значит, предприятия будут развиваться – расти производительность труда по причине модернизации производств, сокращаться расходы и разнообразиться номенклатура выпускаемой продукции и т.п. Что автоматически должно потащить за собой и рост фонда заработной платы на предприятиях (а это второй источник пополнения регионального бюджета). В прогноз на 2023 г. заложили 11 процентный рост фонда заработной платы (в первом варианте на четыре пункта меньше было).
В течение ноября прогнозные параметры экономики будут ещё обсуждаться, коррективы возможны, но вектор в принципе ясно обозначен. Понятие «развитие» отходит на второй план, на первый выходит индикатор «устойчивость» экономики.
Анатолий Цыганков