В июне прошлого года был принят республиканский закон «О детях войны в Республике Карелия». История его принятия была долгой и трудной, но в конце концов депутаты Заксобрания всё же смогли узаконить статус «детей войны». Речь идёт о сегодняшних пенсионерах, который в годы Великой Отечественной войны были детьми. Число их постоянно сокращается — годы и болезни берут своё, — но на момент принятия закона в категорию детей войны в Карелии попадали более 32 тысяч человек. Сейчас будет, конечно, уже меньше.
В законе прописывалось, что жители Карелии со статусом «Дети войны» получают удостоверения, подтверждающие их особое социальное положение (в этом году во время празднования 9 мая детям войны вручались удостоверения) и каждому из них полагалось по одной тысяче рублей из бюджета Карелии. Один раз в год. Сумма более чем скромная, скорее даже символическая, некий знак внимания к нынешним глубоким пенсионерам, детьми пережившими войну 1941-1945 годов.
Собственно законопроект потому так долго и тормозился, что нужно было определиться во что закон после его принятия станет обходиться бюджету республики. И выделенная сумма (по одной тысяче рублей каждому, в год), имея в виду сколько доживают свой век «детей войны» в Карелии, не выглядела неподъёмной. Скорее наоборот, поражала своей вопящей скромностью. Как говорится, на что денег в бюджете хватило у республики. Хотя если б каждый депутат Законодательного собрания Карелии из своих немаленьких зарплат (или доходов) выделил бы по паре тысяч рублей, то можно было бы ежемесячно – не раз в год — по одной тысяче рублей выплачивать пенсионерам со статусом «Дети войны». Ну, но это так, к слову, считайте авторской фантазией.
В региональном бюджете 2022 года на выплаты детям войны закладывалось уже по полторы тысячи рублей на человека (опять оговариваюсь, раз в года такая сумма выделяется, не ежемесячно). И на последнем заседании Заксобрания разгорелась дискуссия: достаточно этой суммы или её надо увеличивать? Представители оппозиционных партийных фракций (КПРФ, «Справедливая Россия», «Яблоко», ЛДПР и «Новые люди») предлагали удвоить размер выплат, доведя его до трёх тысяч рублей (вновь уточняю — в год). Однако поправка не прошла потому как против неё голосовали депутаты из фракции «Единая Россия» (такой была, похоже, установка у депутатов-«единороссов») и примкнувшая к ним депутат из фракции Партии пенсионеров Лидия Суворова.
Данный факт показался мне странным и я полюбопытствовал у Л. Суворовой: почему «пенсионерская фракция», призванная защищать интересы пенсионеров, в том числе и тех самых детей войны, голосовала против доплаты в полторы тысячи рублей?
Ответ был такой: не надо заниматься популизмом, устраивая на сессии политическое шоу. Идёт работа над поправками в бюджет текущего года, заседает рабочая группа, в состав которой имеют возможность войти все желающие депутаты, обсуждая вместе с представителями правительства республики параметры по любым выплатам, в том числе и по размеру ежегодной финансовой помощи пенсионерам со статусом «Дети войны». По словам Лидии Суворовой, из тех совещаний, проходивших в Минфине РК, в которых она участвовала, можно сделать вывод, что в правительстве республики нет противников увеличения размера выплат детям войны, и произойдёт это после уточнений параметров регионального бюджета текущего года.
Тут надо сказать, что плановые выплаты в полторы тысячи рублей пока ещё не производились детям войны в 2022 году. И, скорее всего, такое случится в удвоенном варианте, полагает депутат Заксобрания Л. Суворова. Правда, благоразумно оговариваясь: скорее всего.
Из вполне проходного эпизода парламентской деятельности депутаты из оппозиционных фракций сделали политическое ристалище. По крайне мере, информационно неплохо отработали тему, вогнав депутатов-«единороссов» в образ скопидомов, экономящих республиканский бюджет на стариках (= детях войны), но не желающих свои персональные расходы подсократить. Хорошее пиар –представление, убедительное, надо признать. И даже позволяющее – пусть и авансом – говорить о некой консолидации парламентской оппозиции. Во что, признаюсь, мало верится. Но вот в таких моментах, как нынешняя защита интересов пенсионеров со статусом «Дети войны», солидарная работа и возможна, и нужна.
Более чем вероятно, на очередном заедании Законодательного собрания Карелии размер выплат детям войны увеличат (а куда теперь деваться депутатам «единороссам»?) и это будет публичной победой парламентской оппозиции. Получится, что они вынудили партию власти работать в интересах жителей Карелии пожилого возраста. Уж, не сомневайтесь, потопчутся депутаты-оппозиционеры на жмотстве своих коллег из фракции «Единая Россия». Какая тут у нас в парламенте «антинародная фракция» заседает?
Анатолий Цыганков