Государство перестало заниматься патриотическим воспитанием своих граждан (не только детей) и получило в ответ, в лучшем случае, атрофию исторической памяти в обществе.
В Общественной палате Карелии вчера состоялся у круглый стол, участники которого обсуждали самые что ни на есть горячие темы сегодняшнего дня: как в идущей прямо сейчас информационной войне не терять своих граждан? Люди по причине малой исторической грамотности, психологической растерянности, по не желанию вникать в существо происходящего, да и не способности вглядеться в грядущие последствия ныне свершающегося, ведут себя часто наивно, полагая что происходящее прямо сейчас лично их мало касается.
Тема круглого стола была чуть предметнее, чем я её сейчас сформулировал, организаторы предлагали поговорить о фальсификациях истории Великой Отечественной войны, потому что ложь о войне идеологические противники России сделали инструментом информационной войны против нас.
И удар наносится верный и точечный. Память о Великой Отечественной войне остаётся у нас в России чуть ли не единственным мировоззренческим основанием, скрепляющим все народы России в их национальном, социальном, конфессиональном разнообразии. Эту основу и пытаются выбить из-под наших ног.
И потому важно сохранять и укреплять в сознании граждан России однозначно звучащую мировоззренческую установку, что мы наследники Великой Победы над нацизмом. Собственно, больше двух часов и шёл разговор об этом на круглом столе Общественной палаты. Участвовали в нём учителя, директора школ, музейные работники (одни из наиболее ярких выступающих), представители республиканской власти (не из первого ряда руководителей), общественники, занимающиеся вопросами патриотического воспитания молодёжи (таких много среди членов Общественной палаты Карелии). Гостем и основным докладчиком на круглом столе был Сергей Мачинский, питерский поисковик, автор книг, посвящённых поисковой работе, и как показало прошедшее заседание убедительный оратор (на верхнем фото, слева).
Неизбежно разговор по большей части вёлся о военной спецоперации России на Украине. Это главный нерв сегодняшнего дня. И не будет большим преувеличением, сказать, что именно там на Украине формируются сейчас какие-то важные мировоззренческие смыслы для Русского мира России. Многое непременно изменится. На это есть общественный запрос. Как небольшой пример тому – это не самое удачное недавнее заявление в Стамбуле переговорщика от лица президента России В. Мединского, в котором (в заявлении) разгляделась готовность свернуть на полпути спецоперацию России на Украине (так многими было понято сказанное Мединским по итогу стамбульских российско-украинских переговоров). Намёк на такой шаг всколыхнул всю страну. Люди восприняли заявление Мединского как акт предательства геополитических интересов России. И это был знак для президента В. Путина, для воинов Российской армии. Граждане страны требуют полной, убедительной и сокрушительной победы над украинским нацизмом. И ещё одно важное общественное утверждение во всём читается — население страны благодарно солдатам и офицерам России, понимая, что они жертвуют собой ради будущего страны.
Эти мысли, судя по выступлениям, разделяли все участники круглого стола. Но чуть ли не каждый второй не без опасения говорил и о том, что у школьников – да и у их родителей уже – нет понимания событий Великой Отечественной войны. Разрывается память поколений. Понятно, не дети в том виноваты. И тут длинный список претензий возникает, как то ни странно звучит, к самому государству, точнее к его институтам.
Только некоторые претензии перескажу.
Почему из школьной программы фактически вымарали историю Великой Отечественной войны, оставив от этого курса какие-то ошмётки в старших классах? Почему установлены идиотские запреты, препятствующие внеклассной работе со школьниками (чтобы в тот же поход с детьми сходить, надо убиться собирая разрешения)? Почему школа перестала быть территорий детского воспитания? Учителя уроки отвели и школу — на замок. Хотя она должна быть социально-культурным, образовательным пространством для всего местного сообщества, но для того нужно правила её использования переписать и местной власти продумать как использовать школьные материальные ресурсы на благо всех граждан рядом со школой проживающих (не только о детях речь идёт). Почему духовно-нравственное воспитание учеников перестало быть приоритетом в школе, превратившейся в место для натаскивания учащихся на сдачу ЕГЭ?
Почему государство за бюджетные деньги позволяет снимать фильмы, ставить спектакли, уничтожающие в человеке человеческое, искажающие историческую правду о Великой Отечественной войне? Почему за бюджетный счёт финансируются СМИ, работающие в качестве «пятой колонны» в России?
У Российского государства нет идеологии. Пока так. К сожалению. Но ведь есть общее понимание того, как должна быть представлена история Великой Отечественной войны и есть понимание того, что героическое прошлое нашего народа нужно применять в воспитательных целях. На круглом столе, прозвучали ряд интересных выступлений, авторы которых рассказывали как лично они работают с учащимися. И из услышанного становится ясно, что школьники с удовольствием занимаются патриотической работой (снимают фильмы, пишут сочинения, встречаются с ветеранами и т.д.), если взрослые люди, работающие с ними, способны увлечь их. Какой из этого вывод следует? Деньги бюджетные на такую работу не надо жалеть.
Когда слушал людей работающих с детьми, то ловил себя на мысли, что главный противник их деятельности… Кто? Государственные институты с их правилами, нормативами, приказами. Государство, в лице его руководителей, не умеет верно сформулировать целеполагание и не обеспечивает материальную и финансовую возможность для достижения даже благих целей. То есть рыба гниёт всё же с головы.
Разговор на круглом столе о фальсификации истории Великой Отечественной войны с десяток острых вопросов наружу вытащил, прежде всего воспитания детей касающихся, и нет никаких сомнения у меня, что всё говорившееся давно во всех властных кабинетах известно. Но почему-то не меняется ситуация к лучшему. Сейчас много говорится о том, что происходящее в стране – и западные санкции, нацеленные на разрушение российской экономики, а значит и на обрушение нашей с вами жизни, и военное выжигание нацизма на Украине, и бегство из России представителей «пятой колонны» (политиков, артистов, писателей, журналистов, блогеров и прочих творческих работников) — вот это всё перечисленное и что-то другое, конечно же, становится сейчас закладным камнем для Новой России. Люди к этому готовы. Власть теперь должна измениться.
Живём в напряжённом и одновременно тревожном ожидании каких-то кардинальных перемен.
Анатолий Цыганков