Глава Карелии Артур Парфенчиков влезает в затяжной публичный конфликт, причём с плохо прогнозируемыми для него предвыборными последствиями.
Журналист сайта «Черника» Алексей Владимиров опубликовал результаты своего расследования в федеральном издании «Совершенно секретно». Опираясь на документы, он описал давнюю уже историю о том, как в Петрозаводске делился «похоронный бизнес». Он всегда был и остаётся высокорентабельным и потому борьба за него идёт жестокая, и чаще всего невидимая для общественности. Корреспонденту Владимирову пришлось потрудиться, чтобы документально отобразить схватку коммерсантов за распоряжение ритуальными услугами в Петрозаводске.
Поскольку бизнеса самого по себе не существует, а есть люди его делающие, то неизбежно в публикации фигурировали фамилии последних и анализировались их деловые отношения и личные связи. Разумеется, вспыли и известные в Петрозаводске фигуры. Скажем, в числе причастных к похоронной сфере предпринимательства упоминался депутат парламента Карелии Виталий Красулин. Его фамилия потащила за собой фамилию нынешнего главы Петрозаводска Владимира Любарского, без связанности с бизнесом, которым занимался Красулин. Владимиров лишь напомнил, что бывший сотрудник правоохранительных органов Любарский находится в давней дружбе с Красулиным (в чём нет, разумеется, ничего порочащего). И в одном из абзацев публикации автор, вспоминая фамилию фигуранта расследования Александра Бастырева, между прочим упомянул, что глава Карелии Парфенчиков приобрёл у него квартиру, уточнив, что условия сделки ему (атору) не известны. Фраза более чем безобидная. Журналист не связывал губернатора с предметом своего расследования.
Однако главу республики А. Парфенчикова данная фраза, как можно понять по дальнейшим событиям, сильно задела. Он обратился в прокуратуру с заявлением, сообщая, что автор статьи намекает на его причастность к незаконным сделкам и на его покровительство бизнесу, о котором пишет Владимиров. Руководствуясь своим убеждением, Парфенчиков сообщил надзорному органу, что Владимиров распространил ложные сведения, порочащие честь заявителя (Парфенчикова) и подрывающие должностную репутацию главы республики.
Прокуратура на это отреагировала, потребовав устранить выявленные нарушения законодательства, их причины и условия им способствующие, а также привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц (видимо, имеются в виду, журналист и редактор издания «Совершенно секретно»). Дело закрутилось.
Глава Карелии А. Парфенчиков, посчитав себя оскорблённым (в его представлении, автор публикации опорочил его), за защитой в суд однако не обратился. Что обычно происходит в подобных случаях. Он предпочёл использовать механизм прокурорского расследования, а не судебного. Почему он так поступил, сложно сказать, да это и право Парфенчикова любой пусть защиты использовать. Но точно, что судебный процесс, начнись он, доставит больше хлопот истцу Парфенчикову, так как он пойдёт в открытом для публики и прессы режиме. Истцу придётся предоставлять документы по предмету спора и предъявлять доказательства того, что автор Владимиров распространил ложную информацию о Парфенчикове. А из того текста, который опубликован, и в том фрагменте, где упомянута фамилия главы Карелии нет указаний на то, что журналист подозревает губернатора в покровительстве «похоронному бизнесу». Парфенчиков может так интерпретировать фразу Владимирова? Конечно, может, поскольку у всех людей своё личностное восприятие реальной действительности. Но думать и предполагать – это одно, и другое — суметь своё суждение доказать в суде, предоставив для этого объективные аргументы. По всей видимости, поэтому профессиональный юрист А. Парфенчиков, сам в прошлом прокурорский работник, и не идёт за защитой в судебное заседание, выбирая более предсказуемый для себя путь выяснения отношений с автором публикации.
Не сложно догадаться, что редакция издания «Совершенно секретно» и автор статьи будут настаивать на публичном судопроизводстве. Владимиров убеждён, что все изложенные в его расследовании факты он сможет документально подтвердить и тем в открытом судебном процессе дополнительно и глубже погрузить силовые органы республики в мутную тему петрозаводского «похоронного бизнеса». Не исключено, что круг фигурантов даже и расширится ещё.
Впрочем, действия Парфенчикова рациональны. В следующем году ему нужно переизбираться главой Карелии (если он решится на это) и потому любые намёки, пусть и бессодержательные, на его личную связь с любыми видами бизнеса, непременно навредят ему политически. Подобные двусмысленные намёки надо на корню гасить,так как этот «подземный пожар» под ногами, не видный сейчас глазу, может при определённых обстоятельствах превратиться в катастрофу для кандидата на пост главы Карелии. Лучший для Парфенчикова вариант возникшую проблему решить и защититься тем – это прокурорское реагирование на публикацию Владимирова. По этому пути и двинулась конфликтная история, которая уже приобретает небезопасный для некоторых её участников политический крен.
Анатолий Цыганков