
Потому что время выборов в парламент пришло?
Идея принятия республиканского закона «О детях войны» обсуждается в Карелии с 2016 года. Накануне предыдущих парламентских выборов республиканский комитет КПРФ развернул масштабную информационную компанию, и создав оргкомитет при рескоме компартии, начал даже формировать списки детей войны. Сильно напоминавшие списки предвыборных сторонников компартии. Все тогдашние действия КПРФ в Карелии нескрываемо напоминали предвыборные. Естественно, и такая задача стояла (мобилизовать пожилой возрастом электорат компартии), но было и желание в рамках всероссийской инициативы КПРФ – акция была именно всероссийской — внести изменение в региональное законодательство, поддержав материально людей, переживших в детстве ужасы войны.
Коммунисты, поманив ветеранов — вчерашних детей войны — материальной поддержкой, довольно быстро и легко собрали несколько десятков тысяч их подписей с требованием узаконить в республике статус «Детей войны», установив для этой категории граждан ежемесячные денежные выплаты. Фактически вся избирательная кампания КПРФ 2016 года проходила в Карелии под лозунгом защиты «детей войны».
Не стану оценивать, помогла ли многомесячная информационно-рекламная акция кандидатам в депутаты от КПРФ на парламентских выборах. Скорее, всё-таки нет, чем – да, потому как всего трое партсписочников просочились в Заксобрание от компартии и ни одного победителя не было в одномандатных округах. Но получившие депутатские мандаты коммунисты сразу стали готовить, как и обещали, проект закона «О детях войны». К ним присоединились ещё двое депутатов из фракций «Справедливая Россия» и «Яблоко».
Законопроект оказался лаконичным, ограничившись тремя статьями. В первой устанавливалось, кто из нынешних ветеранов имел право на статус «детей войны» (в эту категорию включались те, кому на день окончания Второй мировой войны, то есть на 2 сентября 1945 г., не исполнилось 18 лет). Во второй статье определялся порядок присвоения статуса «Дети войны». А в третьей сообщалось, что кому присвоят статус, те получат удостоверения, подтверждающие их социальное состояние в качестве детей воны. Никакой конкретики — на какие суммы материальной поддержки могли рассчитывать дети войны – в законопроекте не называлось. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту лишь сообщалось, что авторы документы, в случае принятия республиканского закона «Дети войны» просят выделить на его реализацию из бюджета Карелии 41 тысячу 750 рублей. По мысли авторов законопроекта, этих денег должно было хватить на изготовление свидетельств «Дети войны» для 49 тысяч 102 жителей Карелии по возрасту подпадавших под «льготную категорию» (стоимость одного свидетельства оценивалась в 85 копеек).
Иначе говоря, единственное на что реально могли претендовать ветераны-«дети войны», так это на получение удостоверений, подтверждавших их статус. И — всё.
Разумеется, никто в парламенте Карелии не решился голосовать против законопроекта, тем более финансово не обременительного для бюджета, и он, принятый в первом чтении ушёл на экспертизу главе республики. Ушёл и, образно говоря, заплутал где-то. А если серьёзно говорить, то опять возник спор: кого всё-таки считать детьми войны? К какому-то одному мнению спорящие тогда не пришли. И вопрос как-то сам собой иссяк. С 2017 года никто больше к теме этой не возвращался. Или нет, весной 2018 г., когда обсуждался законопроект «О статусе столицы Республики Карелия», заодно вспомнили и о проекте закона «О присвоении статуса «Дети войны» в Республике Карелия». Но с места опять на сдвинулись.
От того теперь даже удивительно было вновь услышать об инициативе депутатов, правда, уже из другой фракции, из «Единой России», о необходимости позаботиться о детях войны. Такое обращение они уже направили главе Карелии с просьбой поддержать их предложение о присвоении статуса дети войны тем жителям республики, кому по состоянию на 3 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет, и чьё детство и юность пришлись на годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Таких в Карелии сейчас проживают около 35 тысяч человек. Речь опять ведётся о необходимости официально закрепить их статус в республиканском законодательстве и — что много важнее – предлагается предоставить детям войны дополнительные материальные и социальные блага. Документ ушёл губернатору Карелии.
Можно не сомневаться, что на этот раз судьба законопроекта окажется удачнее. Потому как авторы его — «единороссы», и им накануне парламентских выборов нужно предстать в роли народных благодетелей. Разумеется, проект регионального закона «Дети войны» будет принят в первом чтении (хотя, как в первом, если первая редакция его была принята ещё в 2016 году?). Какая сумма бюджетных средств потребуется на реализацию закона, то в данный момент не известно. Никакой конкретики ещё не заявлялось. Нужно дождаться её, чтобы понять, что имеется в виду под «особом вниманием» к детям войны и их «защитой» (цитаты из парламентского документа).
Но уже совершенно ясно, что законопроект «Дети войны» видится республиканскому предвыборному штабу «Единой России» в качестве эффективного агитационного инструмента. В сейчас вообще, чего не коснётся депутатская длань, всё какая-то предвыборщина лезет льстивыми чертями в зеницы.
Спикер Заксобрания Карелии Элиссан Шандалович предложил намедни поменять местами две даты, рабочий день с 31 декабря (это четверг) перенеся на субботу 26 декабря. Бесспорно, благое дело. Но теперь без мысли о предвыборных дивидендах партийным политикам не выжить и потому ту же устраивается агитационный балаган в виде общественного опроса, людям предложили оценить инициативу заботливого Шандаловича. Дураку понятно, что жители Карелии с удовольствием предновогодний «обмен днями» совершат. Но предвыборный туман в голове возбуждает творческую мысль уже работающего предвыборного штаба. И вот, в рамках предвыборного жанра, пресс-служба Заксобрания информирует, что «в ходе проведения публичного опроса 90% жителей республики проголосовали за объявление 31 декабря выходным днём». И кому за это надо сказать спасибо избирателям? Конечно же, спикеру парламента, так как он предложил объявить 31 декабря 2020 года выходным днём. О мудрый, повелитель новогоднего времени.
И сколько ещё подобных примитивных агитационных шаров, работающих на положительную узнаваемость кандидатов в депутаты, закатят в информационные лузы до сентября 2021 года? Ответ – терпите. Именно эта партийно-предвыборная возбудимость и беспокоит, когда думаешь о перспективе в принципе хорошего законопроекта «О детях войны».
Анатолий Цыганков