Бывший глава Карелии А. Худилайнен отошёл. Глава Карелии А. Парфенчиков укрепился. Заместитель секретаря Совета безопасности России Р. Нургалиев включился. Премьер-министр правительства Карелии А. Чепик убедил. Предприниматель Д. Алиханов отрицает.
Александр Худилайнен, бывший глава Карелии
Александр Худилайнен три месяца не доработал отпущенный ему по закону пятилетний срок, попросившись в феврале 2017 г. в отставку. Мало кому не понятно тогда было, что его «добровольное» желание оставить пост главы Карелии вынужденное, и если б ему этого настоятельно не порекомендовали сделать в президентской администрации, то Худилайнен пошёл бы на губернаторские выборы и скорее всего выиграл бы их. Но у президента России В. Путина во второй половине 2016 г. принята была установка на омоложение губернаторских кадров. Начиналась подготовка к президентским выборам 2018 года и в регионах проводился аудит, в ходе которого изучалось отношение местного населения к действующим главам субъектов Федерации, состояние социальной и политической конфликтности в регионах, финансово-экономические трудности. Для Худилайнена плохо было то, что социологические замеры были против него: низкая личная популярность, высокий уровень критического отношения к нему и т.д. И потому он попал в список «добровольцев»-отставников. С непопулярным губернатором выходить на президентские выборы 2018 года означало вредить кандидату А. Путину в Карелии.
Губернаторство Худилайнена запомнится двумя большими и совершенно разными по содержанию отметинами. При нём создана была государственная комиссия по подготовке к столетию Карелии, вошли в которую федеральные министры и их заместители, а возглавил авторитетную своим составом госкомиссию секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. При Худилайнене принята была федеральная программа развития республики Карелии до 2020 года, предусматривавшая федеральное бюджетное финансирование (по три миллиарда рублей в год) и частные инвестиции в экономику (более ста миллиардов рублей в течение всего срока реализации программы). Собственно все экономические достижения последних лет в Карелии так или иначе связаны с работой госкомиссии и федеральной целевой программой. Инициатором создания того и другого является Худилайнен. Он сумел убедить федеральное руководство в важности для жителей Карелии данных проектов, в итоге запустив многолетний движитель республики.
А самой заметной неудачей губернатора А. Худилайнена стало отвратительное исполнение другой федеральной программы — расселения аварийного жилищного фонда. Состояние дел было настолько плохое, что Худилайнен оказался одним из уникальных губернаторов России, кто получил выговор за срыв федеральной программы. И это обстоятельство оказалось для него в итоге роковым. Правда, были и другие неудачи у Худилайнена, которые федеральный центр оставил без внимания, но экономика республики от них сильно пострадала. Речь ведём о его необдуманной доверчивости, когда он запустил в сельскохозяйственный комплекс Карелии бизнесменов то ли с нечестными намерениями, то ли плохих управленцев, то ли страдающих обеими этими недугами одновременно. В результате и без того хилый агропромышленный комплекс республики основательно подкосило.
После отставки А. Худилайнен некоторое время находился в поиске работы, но в конце концов ему подыскали хлебное место, сделав членом совета директоров акционерного общества «Усть-Луга Ойл». Как опытный государственник он бы и на большее мог претендовать, сложись судьба удачливее, но теперь уже вряд ли удастся Худилайнену занять какой-либо влиятельный государственный пост. Время ушло, идёт смена поколений, в других кадрах нуждается президент В. Путин.
И ещё одно хорошее наследие оставил после себя Худилайнен новому губернатору: в республике прекратились внутри элитные «войны». Прежние возмутители спокойствия попали в судебные жернова и перестали влиять на региональную политику.
Артур Парфенчиков, глава Карелии
Главой Карелии Артура Парфенчикова понудили стать. Когда искали замену А. Худилайнену, то выбор пал на него по нескольким причинам. Во-первых, он свой для Карелии, местный житель, а после двух питерско-ленинградских губернаторов — А. Нелидова и А. Худилайнена — линию на варягов следовало прекратить. Во-вторых, Парфенчиков был опытным и высокопоставленным руководителем, многие годы возглавлявшим Федеральную службу судебных приставов (нареканий к нему по службе не было). В-третьих, вписывался в запрос на омоложение кадров руководителей. В-четвёртых, в Москве была уверенность, что с Парфенчиковым в республику придёт большая исполнительская дисциплина и нетерпимость к коррупции.
Главное отличие в назначении Парфенчикова на пост главы Карелии от предыдущих двух заключалось в том, что для двоих его предшественников это был акт жизненного успеха (кадровый рост), Парфенчиков сколько мог сопротивлялся назначению, но приказной установки ослушаться не посмел, поехав нести губернаторскую тяготу.
Хотя он и местный, но в силу характера и жизненного опыта предпочёл на основные должности посадить людей с Карелией прежде либо совсем не связанных, либо живших и работавших в республике, но раньше не занимавших высокие ответственные должности в Карелии. С февраля по конец 2017 года А. Парфенчиков основательно перетряхнул состав правительства, оно обновилось более чем на 71 процент. Кардинально поменялся экономический блок кабинета министров. Можно сказать, что Парфенчиков начал с чистого листа и теперь все достижения и косяки его руководства будут только с работой его кадров связаны.
Пока сложно сказать, чего хорошего пришло в Карелию вместе с Парфенчиковым. Все нынешние экономические результаты Карелии — это реализация планов и усилий прежнего правительства Худилайнена. Из безусловно вызывающего уважение и приязнь выделим информационную открытость Парфенчикова, который и всех своих подчинённых к тому же понудил. В этом смысле республиканская власть стала ближе к гражданам, проще стало людям пожаловаться в социальных сетях губернатору на свои жизненные проблемы, хотя какой эффект имеют эти жалобы, сказать затрудняемся.
В сентябре 2017 г. в ходе выборов февральское кадровое решение Путина было подтверждено избирателями республики. А. Парфенчикова избрали главой Карелии, предвыборная кампания была низко конкурентной и от того явка оказалась такой ж низкой (29,2%). За Парфенчикова проголосовали 95 тысяч 822 избирателя, от числа участвовавших в выборах он набрал 61,3% голосов (вроде бы и неплохо), но если считать от численности всех избирателей Карелии (533520 чел.), то губернатором его сделали 18 процентов жителей Карелии. Зная это, результат избрания Парфенчикова главой республики трудно назвать всенародным волеизъявлением. Хотя это и не важно, процедура легитимизации была исполнена.
Под занавес 2017 года президент В. Путин, пригласив в Кремль бывших и нынешних глав регионов (кого удалил с должностей и кого на их место поставил), свёл вместе и Худилайнена с Парфенчиковым. Они мало друг другу обрадовались.
Рашид Нургалиев, заместитель секретаря Совета безопасности России
Называя Рашида Нургалиева в числе наиболее заметных и влиятельных государственных деятелей республики, мы имеем в виду не его высокую федеральную должность заместителя секретаря Совета безопасности России, а отмечаем его как руководителя рабочей группы в составе государственной комиссии по подготовке Карелии к её столетнему юбилею. Рашид Нургалиев, отвечая за решение проблем моногородов республики, фактически занимался гораздо более широким кругом задач. Будет справедливым назвать его самым активным членом госкомиссии. За время работы последней он объездил всю республику, решая десятки местных проблем и часто оказывая материальную помощь школам, больницам, социальным учреждениям (он умеет находить спонсоров для Карелии).
В июне 2017 г. депутаты Петрозаводского городского совета присвоили Рашиду Нургалиеву звание «Почетного гражданина Петрозаводска».
Александр Чепик, первый заместитель главы Карелии — премьер-министр правительства Карелии
Александр Чепик стал одним из первых, кого врио главы Карелии Артур Парфенчиков пригласил в формируемое им правительство Карелии. До того Чепик девять лет отработал в ранге заместителя председателя правительства Бурятии, курируя вопросы экономики. Сначала его назвали замом губернатора по вопросам стратегического развития Карелии, но затем Парфенчиков наделил его более понятной должностью, сделав председателем своего правительства.
За прошедшие десять месяцев ничего кардинально прорывного в экономике Карелии не произошло. Хочется надеяться, что этого времени было достаточно для нового премьер-министра, чтобы понять какое хозяйство ему досталось и определиться с основными стратегическими задачами развития Карелии.
В предпринимательской среде о новом председателе правительства А. Чепике отзываются чаще критически и, как ни странно, его постоянно преследует слух о якобы грядущей скорой отставке и отъезде из республики. Чепик с той же регулярностью, как только возбуждаются общественные пересуды на сей счёт, опровергает их, уверяя что никуда не уезжает и пока Парфенчиков ему доверяет руководить экономикой республики, будет эту работу исполнять.
Самой неожиданной бюджетной новацией года, к которой прямое отношение имеет премьер-министр Чепик, стало принятие бездефицитного республиканского бюджета. Понятно, что это было коллективное решение руководства республики (и депутаты парламента Карелии проголосовали за это), но без убеждённости Чепика в правоте совершаемого шага вряд ли бы финансовая сенсация состоялась.
Наивно ожидать, что экономические результаты работы республики позволят правительству Парфенчикова настолько увеличить доходы в республиканскую казну, что они решат задачи её наполнения, создав условия для формирования бездефицитного бюджета. Правительство пошло на экстраординарную финансовую меру, вынужденно, демонстрируя таким образом факто того, что руководство республики удержится от дальнейшего скатывания в яму госдолга (на конец 2017 года он составил почти 27 миллиардов рублей). Логика тут такая: чтобы исполнить бюджетные обязательства перед населением, правительство республики должно заниматься внешними заимствованиями, брать деньги в долг выгоднее у государства, так как у него гораздо меньшая возвратная процентная ставка. Но правительство России государственные кредиты давать будет только тем региональным правительствам, которые, во-первых, активно борются с госдолгом и, во-вторых, снижают собственные расходы. В этом смысле объявление Карелии бездефицитным регионом есть гарантия того, что республике и впредь будут давать бюджетные деньги в долг, и что важно, проведена будет реструктуризация долга, то есть по времени возврата его растянут. В чём остро нуждается правительство Парфенчикова. Премьер-министр А. Чепик агитировал за то, чтобы рискнуть и объявить бюджет следующего года бездефицитным, а потому и благодарность, и первая плеть – как дело повернётся не известно — достанутся ему первому.
Давлетхан Алиханов, предприниматель, экс-депутат Законодательного собрания Карелии
Скоро как три года длится уголовное дело в отношении бизнесмена и бывшего депутата Законодательного собрания Давлетхана Алиханова. Когда расследование начиналось в феврале 2015 года, два уголовных эпизода фигурировали: незаконный переход Алихановым границы (звучит пугающе) и мошеннические действия при приобретении муниципального имущества (по заниженной стоимости приобретено было имущество, настаивало обвинение).
Эпизод с незаконным пересечением границы — бывший член Совета Федерации России Д. Алиханов использовал служебный (сенаторский) паспорт, который к тому моменту уже являлся недействительным — сам собой отпал, так как истёк срок давности по данном уголовному преступлению.
Эпизод с куплей-продажей муниципального имущества был расследован и в суде была установлена вина Д. Алиханова, хотя сторона защиты настаивала на том, что никакого отношения Алиханов не имел к приобретению муниципального имущества, утверждая, что в деле обвиняемого нет ни события, ни состава преступления. Во-первых, сам бизнесмен Алиханов не участвовал в сделке и, во-вторых, те кто в ней участвовали действовали в рамках федерального законодательства. Точно по такой же же схеме сотни сделок были осуществлены, как в Карелии, так и в целом по стране. Однако обвинение настаивало на виновности Алиханова и суд с предъявленными аргументами согласился. В результате приговорив Д. Алиханова к шести годам лишения свободы в колонии общего режима, штрафу в 700 тысяч рублей и ещё удовлетворив частично гражданский иск администрации Петрозаводска к Алиханову, обязав его выплатить столичной мэрии 8 миллионов рублей. Из шести лет колонии будет вычтен срок нахождения Алиханова под стражей в следственном изоляторе.
Д. Алиханов с решением Петрозаводского горсуда не согласился и направил апелляционную жалобу в Верховный суд Карелии, сразу же сообщив, что если решение суда второй инстанции его не удовлетворит, то будет добиваться отмены решения в кассационной инстанции.
Давлетхан Алиханов виновным себя не считает, настаивая на том, что преследуется по политическим мотивам. Винит он в злонамеренности прежнего главу Карелии А. Худилайнена, при котором начался уголовный процесс против Алиханова.
Анатолий Цыганков