Малозначимый конфликтный эпизод, произошедший на сессии Законодательного собрания, потянул за собой массу двусмысленных сюжетов
Вполне заурядное изменение структуры Законодательного собрания Карелии неожиданно вызвало острейшую дискуссию в стенах парламента. О чём идёт речь?
Группа депутатов парламента предложила создать в Заксобрании новый комитет по ЖКХ, агропромышленному комплексу и энергетике, и кроме того ликвидировать должность заместителя председателя парламента Карелии. Надо сказать, что похожий по своим функциям комитет существовал в прежнем созыве Заксобрания, но избранные в сентябре 2016 года депутаты его ликвидировали. Спустя полгода, они пришли к мысли, что напрасно так поступили, решив вернуть комитет и даже чуть расширить предмет его деятельности, распространив компетенцию ещё и на агропромышленный комплекс. Возражений против такой инициативы ни у кого не было. А вот обсуждение темы сокращения должности заместителя председателя Законодательного собрания оказалось по болотному топким, в том смысле что чем больше депутаты делали движений, тем глубже увязали в трясине конфликта.
Мало кто не понимал в стенах Заксобрания, что сокращение должности зама спикера вызвано было желанием удалить из числа руководителей парламента конкретного депутата — Андрея Мазуровского. Тот вошёл в жёсткий клинч с собственной фракцией «Единая Россия» и по этой причине (так говорят) его и решили лишить руководящего поста. Во время вчерашней сессии Мазуровский в своём выступлении довольно ясно сформулировал причины своего конфликта с анонимными кукловодами, как он поименовал группу лиц, желающих управлять парламентом. Чтобы как-то защитить депутат коллег из фракции «ЕдРа» Мазуровский пытался убедить коллег поддержать его и проголосовать за законопроект, расширявший бы возможности для тайного голосования в Заксобрании. Но не был поддержан. Само желание его было воспринято как подкоп под единство рядов «единороссов» в парламенте, и совсем уж обострил он отношения с партийным руководством в парламенте, когда открыто проголосовал, обосновав свою позицию на сессии Заксобрания, против назначения на должность начальника аппарата Заксобрания В. Баева, в недавнем прошлом заместителя главы Карелии по региональной политике.
С того момента, похоже, и возникла непреодолимая тяга у «единороссов» к реорганизации структуры парламента, где уже не находилось места для зам спикера Мазуровского.
Сам по себе вопрос этот мало значимый и ликвидация должности заместителя председателя парламента не отразится негативно на работе республиканского органа представительной власти. И голосов депутатов-«единороссов» вполне хватало, чтобы «по семейному» решить кадровый вопрос, удалив Мазуровского из сессионного президиума. Однако, видимо, не желая превращать всё во внутри фракционную склоку, в дискуссию втянули ещё и представителей других фракций. И, как выяснится на сессии ЗС РК со слов Мазуровского, в споре о заме спикера возникли меркантильные мотивы. О чём он публично заявил на сессии. Мазуровский утверждал, что некая группа манипулирует депутатами ЗС РК, вынуждая их голосовать за то или иное решение. Как в случае, когда им требуется снять его с должности. И для этого используются разные формы давления.
Процитируем фрагмент стенограммы заседания вчерашней сессии Заксобрания. Выступает заместитель председателя ЗС РК Андрей Мазуровский:
— Даже жёсткая позиция фракции КПРФ, которая всегда ратовала за экономию бюджета, за экономию депутатских зарплат, она просто раскололась о те финансовые перспективы, которые были им нарисованы. И по результатам сегодняшнего голосования, которое, безусловно, состоится, и не в нашу пользу, и по итогам прошлого голосования, они, конечно, что-то получат. Там сумма не очень большая, как минимум 2,5 – 5 миллионов [рублей]. Это будет зависеть от позиции Леонида Лиминчука. Он и сам себя может прокормить, флаг ему в руки, а вот в КПРФ без этой денежной доплаты обойтись не смогут.
Эту цитату можно понять так, что депутаты из фракции КПРФ поддерживают коллег из фракции «Единая Россия» и в знак благодарности за то получают деньги. Называется даже сумма. Тут следует уточнить, что хотя и упоминается фамилия бизнесмена Лиминчука, но не он оплачивает «правильное» голосование. Хотя когда на сессии эта фраза прозвучала, то нам показалось, что это Лиминчук, который «может себя прокормить», ещё и депутатам из фракции КПРФ готов подсобить деньгами. Но тут другое имелось ввиду, о чём ещё скажем.
Реконструируемые нами события выглядят следующим образом. Депутаты организовывавшие удаление Мазуровского с должности зама, не исключено предложили фракциям КПРФ и ЛДПР в знак благодарности за их политическую услугу (поддержку при голосовании), поделиться должностями в парламентских комитетах, а главное зарплатами. И депутаты-коммунисты с жириновцами на это согласились (почему Мазуровский и вспоминает фракцию КПРФ).
В итоге во вновь созданном комитете по ЖКХ, АПК и энергетике председателем становится депутат «единоросс» Л. Лиминчук (врач по профессии), а его заместителем — коммунистка Т. Богданова (фельдшер). Первый, который сам себя прокормить может, работать в комитете будет без оплаты труда, на общественных началах, а коммунистка Богданова напротив садится на оплачиваемую должность, то есть будет получать деньги, о которых вспоминал Мазуровский в своём выступлении. Об этом факте, мягко говоря, «управляемого голосования» и говорил Мазуровский. Подобное парламентское поведение коммунистов Карелии при желании можно провести по разряду «политической торговли», в том смысле что они конкретное разовое голосование «меняют» на оплачиваемую должность для члена своей фракции. Поступая, надо заметить рационально, им без разницы будет у «единороссов» два заместителя спикера или один, зато они обеспечивают своему депутату Татьяне Богдановой оплачиваемое рабочее место. Похожую мену совершили и члены фракции ЛДПР.
Согласно новому регламенту ЗС РК на платной основе, за зарплату, могут работать председатель парламента и его заместители, председатели комитетов и их заместители. Каждый из них волен самостоятельно решать, получать бюджетное содержание или нет. Например, тот же Мазуровский, будучи замом спикера, трудился на общественных началах. В каких-то случаях и председатели парламентских комитетов тоже на общественных началах работают, тогда как их заместители напротив получают зарплату.
И этот рычаг «мягкой силы», который находится в руках у правящей партии, неизбежно влияет на поведение депутатов. Не все, как тот же Лиминчук, занимаются бизнесом и финансово самодостаточны. Поэтому процесс переговоров о бюджетном воспомоществовании депутатам из оппозиционных фракций не является уникальным явлением. И в каких-то случаях бюджетное содержание депутата, точнее угроза лишиться зарплаты, может влиять на характер голосования депутатов.
А поскольку оплачивать работу можно только председателям комитетов либо их заместителям, то и возникла необходимость в создании нового парламентского комитета по ЖКХ, энергетике и агропромышленному комплексу. Само его создание не надо прямо связывать с лишением Мазуровского должности зам спикера, но неочевидные нити тут всё же обнаруживаются.
Если подобный профильный комитет нужен (по ЖКХ и энергетике), то разве не странно, что не самые квалифицированные специалисты в сфере тарифов и жилищно-коммунального хозяйства возглавляют его? В парламенте работает депутатом Олег Доценко, управляющий директор «Карельской энергосбытовой компании» и «ТНС-энерго Карелия». Всю свою профессиональную жизнь он занимается вопросами энергетики и ЖКХ, начиная когда-то работать экономистом на Петрозаводской ТЭЦ. Мало кто в парламенте так хорошо как он знает данную сферу экономики (он, к слову, и кандидатскую работу на тему энергетики писал, Доценко — кандидат экономических наук). И если бы депутаты Заксобрания в данном случае думали не о «политическом гешефте», а о пользе для дела, то у них была возможность именно Доценко поставить во главе комитета по ЖКХ, энергетике и агропромышленному комплексу. А то что этого не произошло и выдает тайные пружины кадровых решений, произошедших в парламенте. И оспорить данный тезис, озвученный Мазуровским на сессии, коммунистам никак не удастся. По идее, они должны бы понимать, что вред наносят и фельдшеру Богдановой (авторитету партийного функционера), не в тот комитет её пристраивая, и делу не помогают, в сложнейший профильный комитет усаживая людей мало что понимающих в данной сфере. И кто скажет, что тут нет «торговли»? Об интересах избирателей в данном случае, кажется, вообще никто не задумывался.
Малозначимый своим содержанием конфликт вокруг персоны депутата Мазуровского, много побочных сюжетов наружу вытащил, не лучшим образом характеризуя депутатский корпус Законодательного собрания.
Анатолий Цыганков