На недавней сессии Законодательного собрания Карелии исполняющий обязанности министра внутренних дел Сергей Киселёв расписался в беспомощности перед общественной организацией «Стоп хам». И зря сделал это
Раз в год Министерство внутренних дел Карелии отчитывается перед депутатами парламента республики о своей работе за предыдущий год. Руководитель правоохранительного органа в самом общем виде представляет ситуацию и потом отвечает на вопросы, заранее передаваемые ему, кроме того по ходу обсуждения возникают какие-то новые вопросы, уточнения.
Исполняющего обязанности министра внутренних дел Сергея Киселева на этот раз спросили, что делается правоохранительными органами для того, чтобы прекратить в Петрозаводске моральный террор со стороны участников общественного движения «Стоп хам» по отношению к автовладельцам? Акции устрашения этого движения у всех на слуху, тем более что почти всегда они имеют скандальный след (в прямом смысле слова). Редкий автомобилист, обнаруживающий что «стоп хамовские» активисты наклеили на лобовое стекло его машины огромную наклейку, не втягивается с ними, как минимум, в словесную перепалку. А случаются и драки, и даже что хуже. Так в феврале нынешнего года, рассказал полковник С. Киселев, в Петрозаводске разгневанный автовладелец, увидев, что молодые люди испортили ему машину стикером, бросился с ножом на обидчиков. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело.
Что делать с активистами движения «Стоп хам», спрашивали Киселева депутаты? Услышав от него, что запретить деятельность последних нельзя, так как общественное движение не имеет юридического лица, то есть не зарегистрировано в Минюсте. Однако пострадавшие от хулиганских действий граждане вправе защищать свои имущественные интересы, для чего им следует обращаться с заявлениями в полицию. По словам и.о. министра МВД РК в прошлом году поступило всего 29 подобных жалоб и по всем фактам возбуждены административные дела.
По словам С. Киселева пострадавшие не очень охотно идут в полицию, поскольку прекрасно понимают, что своим поведением, нарушив правила дорожного движения, в частности незаконно припарковавшись, сами и спровоцировали «стоп хамовцев», и потому отвечать придётся не только тем, кто прилепил наклейку на стекло их автомашины, но и тому кто в неположенном месте автомобиль поставил. Почему большинство пострадавших автомобилистов и предпочитают не втягиваться в «дорожные истории» с неизвестным для них завершением. Одним словом, руководитель МВД Карелии дал понять, что бороться со «Стоп хамом» можно только законопослушанием водителей.
А вчера федеральные новостные издания разнесли весть, что некоммерческая общественная организация «Стоп хам» по требованию Минюста России ликвидирована. Организация исключена из реестра юридических лиц. То есть такое юрлицо как «Стоп хам» всё же существовало, как минимум до 21 марта 2016 г. А закрыли организацию, как можно понять из сообщения Минюста, не потому что «стоп хамовцы» совершали хулиганские действия, в частности покушаясь на неприкосновенность частной жизни (а это уголовная статья), а из-за того, что общественная организация не предоставила вовремя отчёт о своей деятельности в Минюст. Прямо говоря, нашли формальный повод, чтобы притормозить их.
Причём факт выявленного правонарушения произошёл ещё в 2015 г., и в октябре же прошлого года Мосгорсуд по заявлению Минюста ликвидировал организацию, а в ноябре решение вступило в законную силу, потому как представители организации не обжаловали его (они утверждают сейчас, что не знали ничего о подобном решении суда). В итоге и был запущен процесс ликвидации «Стоп хама», который в нынешнем марте завершился.
Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц, межрегиональная общественная организация содействия развитию культурного взаимодействия в гражданском обществе «Стоп Хам» ликвидирована решением суда 21 марта 2016 г.
Впрочем, это не означает, что деятельность общественной организации на том завершится. Её руководители в столичных центрах, в Москве и Петербурге, уже заявили, что продолжат «воспитательную» работу по отношению к водителям автотранспорта нарушающим Правила дорожного движения. Что тогда делать последним? Тут правильным будет прислушаться всё же к С. Киселеву, советовавшему, во-первых, самим водителям не нарушать нормы закона, а, во-вторых, автовладельцам следует активнее защищать свои гражданские права (если они правы), обращаясь на активистов «Стоп хама» в суды за причинённый ими физический и моральный ущерб. Надо понимать, что молодёжное движение «Стоп хам» живёт за счёт нарушителей Правил дорожного движения, умея монетизировать скандальные видео. Ролики «Стоп хама» с потасовками с мест происшествия, размещаемые на Youtube, популярны, на канал организации подписаны порядка 850 тысяч человек, и это хорошая рекламная аудитория. Кто же по доброй воле откажется от неё, тем более ещё и с благими целями выполняя миссию общественных защитников пешеходов.
Напомним, что общественная организация «Стоп хам» возникла как проект прокремлёвского молодёжного движения «Наши» и фактически брала на себя функцию общественных помощников ГИБДД, борясь с нарушениями водителями правил дорожного движения. Мобильные бригады молодёжи азартно рыскали по городским улицам, выискивая кто из водителей в неположенном месте припарковал свой автомобиль, кто использует тротуар для передвижения на автомобиле, где городская земля захвачена незаконно под парковку и все эти и подобные случаи нарушения Правил дорожного движения отмечала стикерами с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу», наклеивая их на стёкла автомашин. И поджидали когда появится разгневанный водитель, чтобы заснять уличный скандал на видео и затем обнародовать его. Чем больше эмоций, тем больше просмотров у ролика.
Надо сказать, что само государство и стимулировало деятельность общественной организации «Стоп хам». Можно вспомнить подзабытую теперь историю, когда в 2010 г. тогдашний министр внутренних дел России Рашид Нургалиев публично похвально отзывался об общественных помощниках дорожных полицейских. До недавнего времени участники общественного движения «Стоп хам» получали президентские гранты на преследование ими автомобилистов-нарушителей. В последний раз грант в 8 миллионов «от Путина» они получили в 2015 году, но и до этого в 2013-2014 годах им выдавали из федерального бюджета деньги на общественную деятельность, грантовая поддержка составила в сумме порядка 10 миллионов рублей. Хотя ни при министре МВД России Р. Нургалиеве, ни при его сменщике В. Колокольцеве методы работы «стоп хамовцев» не менялись: защищая общественный порядок, они одновременно же грубо его и нарушали.
В парламенте Карелии к теме «стоп хамовского» «терроризма» депутаты обращаются уже второй год подряд. Точно также отчитываясь о работе за 2014 год тогдашний министр МВД Карелии Василий Кукушкин отвечал на вопрос как полицейские оценивают деятельность организации «Стоп хам» в Петрозаводске и законна ли сама эта деятельность? Судя по недавнему выступлению на парламентской сессии с отчётом за прошедший 2015 год и.о. министра Киселева ничего к лучшему не изменилось. Полицейские опять признались, что не знают как быть с участниками «стоп хамовского» движения. А то что общественную организацию исключили из реестра юридических лиц (фактически ликвидировали) совершенно не означает, что она прекратит свою деятельность. Да, бюджетные деньги «стоп хамовцы» уже не смогут получать как раньше (пока заново не зарегистрируются), но, как можно понять, проект уже самоокупаемый и материально выживет. Причём, он действительно общественно полезен и даже востребован, поскольку число автомобилистов, плюющих на Правила дорожного движения прирастает вместе с числом автомобилей. Поэтому, по идее, надо бы не разгонять молодёжные формирования защищающие интересы пешеходов, а понудить их работать в точном соответствии с нормами закона.
Анатолий Цыганков