Страх остаться на декабрьских выборах в парламент Карелии без мандатов привёл в чувство некоторых уходящих депутатов
Взыскание
Случилось невозможное. Депутаты парламента Карелии, где большинство мандатов принадлежат партии «Единая Россия», вчера дважды (вдумайтесь — дважды) проголосовали против принятия республиканского бюджета на 2012 год. Фактически «единороссы» завалили проект бюджета, внесённый в парламент главой Карелии А. Нелидовым. Последнему в данный момент, похоже, не до финансовых планов следующего года, ему бы сегодня усидеть, в смысле не провалить выборы в Думу и в Заксобрание, и от того он как проклятый мотается по районам, зомбируя избирателей «достигнутыми результатами» и давая установку на завтрашние радости. А. Нелидов понимает, что проиграет «Единая Россия» выборы (правильнее сказать, плохой результат покажет, проигрыша как такового не будет) и не придётся исполнять ему бюджет 2012 года. Поэтому представлять финансовый документ он перепоручил членам президиума своего правительства: первому заместителю Юрию Канчеру и двум вице-премьерам — Валентину Лунцевичу (министру экономического развития) и Игорю Усынину (министру финансов). Забегая вперёд, скажу, что с заданием они не справились. Все были не убедительны (больше отмалчивались), а Канчер выглядел совершенно растерянным и даже жалким. Его обмен репликами с депутатом парламента Геннадием Нечаевым годится для злого фельетона, а обращение к депутатскому корпусу с просьбой найти партийную (?) управу на генерального директора Суоярвской картонной фабрики вообще обескураживает.
Депутат Г. Нечаев (фракция «Единая Россия») в начале сессии поинтересовался у первого заместителя губернатора почему так получается, что исполнительная власть Карелии столь неумела в привлечении денег из федеральной казны? Другие субъекты Федерации — Нечаев вспомнил Чувашию с Татарстаном — умудряются вырывать из бюджета страны гораздо больше средств, чем перепадает Карелии. «В чём дело?» — спросил Г. Нечаев. Ответ руководителя республики поразителен свой беспомощностью, Юрий Канчер на это возразил: «Потому что у нас нет печатного станка». Если подобный ответ кажется кому-то достаточным или оригинальным, то ему нужно искать другое место работы, и точно не в правительстве.
Надо заметить, что вопрос о слабости республиканских лоббистов в кабинетах федеральной власти регулярно поднимается на парламентских сессиях, и всегда заранее можно угадать как пойдёт разговор на эту тему. Обычно депутат Виктор Степанов (фракция «Справедливая Россия») вспоминает об отсутствии федерального закона о равной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации (и он прав). Потом кто-нибудь спрашивает: а что депутат Госдумы Валентина Пивненко делает столько лет в российском парламенте, не умея защитить интересов жителей республики? На этот раз с этим недоумением возник депутат Александр Меркушев (фракция КПРФ). Вопрос, согласитесь, правильный. Только никогда на него не находится ответа. А Валентину Николаевну Пивненко с завидной регулярностью избиратели подсаживают в Думу. Значит, людей устраивает её депутатская деятельность.
Почти всякий вопрос на сессии Заксобрания натыкался на ответную пустоту. Тот же Геннадий Нечаев спрашивает вице-премьера Лунцевича: почему в республике не разработана экологическая программа? Предыдущая закончилась в 2010 г., в текущем таковой вообще не принималось, когда появится следующая — не известно. На что министр экономического развития отвечал путано, мол, проект разрабатывается, и к марту 2012 г. будет готов. То ли зам главы Карелии не понимал вопроса (что вряд ли), то ли не желал отвечать за управленческий бардак? Понятно, нельзя делать обобщённые умозаключения, основываясь на двух-трёх фактах вызвавших спор в стенах парламента, но больно уж яркие характеристики членов президиума правительства Карелии вылезают наружу.
А вот очередная картинка с натуры. Город Суоярви валится в «холодовую яму». Здешняя картонная фабрика, отапливающая 80 процентов жилого фонда, не справляется со своими функциями. Ю. Канчер винит в том гендиректора предприятия, укоряя последнего в том, что вместо того, чтобы теплом людей снабжать, он включился в избирательный процесс, в том смысле, что баллотируется в Законодательное собрание от партии «Справедливая Россия» (наверное, в этой партийности и кроется причина возникшей претензии). У меня нет в данный момент возможности говорить по существу происходящего в Суоярви (создана комиссия, призванная ответить на возникающие вопросы, не исключено что и гендиректор виноват), но уличать кандидата в депутаты Ю. Иванова, предлагая по партийной эсеровской линии поставить ему на вид, и смешно, и небезопасно для самой партии власти. Тогда уж начинать следует с первого лица Карелии, с губернатора, безвылазно в последние недели работающего в районах, перед судьбоносным днём голосования. Может ему, первому номеру в кандидатском списке «Единой России», адресовать подобную же претензию, как и Иванову? Заодно уж пожаловавшись на Нелидова секретарю политсовета КРО «Единая Россия»? Проект республиканского бюджета завален!
Проваленный бюджет
Нет сомнения, что проект республиканского бюджета был бы принят, но он упёрся в два финансовых тупика, из которых один — решающий. Не урегулированным остался вопрос о замещении той суммы денег, которая в рамках новой модели управления финансами забиралась республикой у города Петрозаводска. Речь идёт о 440 миллионах рублей. До сессии ЗС РК столичная администрация и правительство напряжение вроде бы сняли и, перекинув внутри республиканского проекта бюджета часть денег с одних статей на другие, отыскали требуемую сумму. Однако когда на сессии началось обсуждение данной темы, посыпались вопросы. Не все, скажем, согласились с тем, что деньги, прежде планируемые на софинансирование федеральных программ, отдавались Петрозаводску. Депутат Александр Меркушев резонно заметил, что если республика не примет участия в софинансировании, что является обязательным условием включения в федеральные программы, то может не рассчитывать на федеральные деньги, а, следовательно, гораздо больше потеряет в перспективе. И он прав.
Другой аргумент озвучил депутат Леонид Белуга (фракция «Единая Россия»), обычно не отличающийся полемической активностью. На этот раз он врезал, что называется под дых (понял ли сам это?). В принципе не имеющий ничего против того, чтобы направить 440 миллионов на нужды столицы, он пустился в небезопасные для некоторых его товарищей по партии рассуждения. В частности, предложил, выделяя бюджетные средства Петрозаводску, чётко указать, на что именно они должны быть израсходованы. И чем больше он рассуждал на эту тему, тем понятнее становилось, чьих конкретно «финансовых аппетитов» он опасается.
Л. Белуга сначала вспомнил координационный совет Петрозаводского горсовета, потом прямо назвал «городского распорядителя» — Девлетхана Алиханова, ставшего главным «попечителем» Петрозаводска. О том что корсовет во главе с Алихановым вольно чувствует себя в коридорах столичной власти, наслышаны многие. Кому надо, те знают и о том, что корсовет не боится брать на себя руководящие консультативные полномочия. И как в пушкинской сказке у него давно на посылках формально руководящие городом лица. Эту тайну Полишинеля и разгласил Леонид Белуга. Прямо на сессии. Он честно сказал, что если и выделять попечительской группе Д. Алиханова деньги, то обязательно связать их целевым назначением.
На посылках был столичный мэр Н. Левин, который ничего другого не мог сказать, кроме того, что Петрозаводск не выживет без социальных потерь в следующем году, лишившись 440 миллионов рублей. Язвительный А. Меркушев предложил градоначальнику выход из тупика, посоветовав выставить на торги три здания, принадлежащие городу, упомянув, прежде всего, два торговых дома «Карелия-маркет» и «Универсам «Ритм». А до этого тот же Меркушев успел провалить желание некоторых коммерсантов от власти включить в повестку дня сессии Законодательного собрания вопрос о преимущественном праве на приватизацию объектов, в разряд которых как раз и попадали два торговых дома, имеющих отношение к политикам-бизнесменам, в том числе и к Алиханову («Карелия-маркет»). Городская власть, надо думать, не без доброго совета, напротив, жаждала на особых, выгодных условиях передать городское имущество бизнесменам-арендаторам.
А. Меркушев, понимая положение давно беспомощного мэра Левина, посоветовал ему выставить два здания на торги и заработать на этом недостающие полмиллиарда. А в ходе дискуссии об имуществе, принадлежащем пока всем горожанам, вынырнул ещё один интересант — депутат-бизнесмен В. Красулин. Лучше бы он молчал (лучше для тех, кто желает приватизировать торговые дома). О чём сообщил бизнесмен с мандатом? Он сказал, что нет никакого смысла выставлять имущество на аукционы, так как торговые дома «Карелия-Маркет» и «Ритм» на невыгодных для города Петрозаводска условиях сданы в аренду на 40 лет и по смешной цене за один квадратный метр (Красулин назвал цифру в сто рублей). Он прав. И эту правду все знают. И все знают, кто наживается (обогащается) многие годы на этой не случайной, надо думать, управленческой ошибке.
Прежние столичные руководители совершили невыгодную для горожан сделку, очень похожую на ту, которые сейчас мудрёно именуют, имеющей признаки коррупциогенности. Случилось это давно. Никто из нынешних руководителей Петрозаводска не отвечает за то, что сделка чем-то нехорошим отдаёт. Но, посмотрите, как выгодно для горожан предлагает выйти из тупиковой ситуации депутат А. Меркушев. Он считает возможным разорвать деловые отношения с арендаторами, в силу признаков коррупциогенности (в коррупции он разумно не винит прежних мэров). И это можно сделать, если знать, как печётся о финансовой силе города координационный совет Петросовета, с его же помощью. Последний может инициировать судебный процесс в пользу горожан и организовать его юридическое сопровождение. Зная влиятельность председателя координационного совета Д. Алиханова можно рассчитывать на то, что общими усилиями горожане смогут забрать своё имущество у арендаторов, отказавшись от дальнейшего невыгодного сотрудничества с ними. А. Меркушев указал прямой путь к деньгам. Не знаю, как на это отреагировал Н. Левин (не видел его лица в тот момент), но он должен был, наверное, вздрогнуть и, скорее всего, не от радости.
О реакции «команды Алиханова» мы вряд ли услышим, так как данной группе публичное обсуждение возникшей коммерческой темы не выгодно. Им нужно решение, чтобы навсегда закрыть имущественную тему.
Однако вернёмся к предложению Меркушева. Координационный совет при Петросовете может инициировать создание группы из числа граждан, чтобы затем от имени петрозаводчан обратиться в суд, защищая интересы горожан. Мысль многообещающая, и с финансовой точки зрения тоже.
Когда дело в парламенте дошло до голосования: выделять ли Петрозаводской казне 440 миллионов рублей из республиканского бюджета, то большинство депутатов оказались против этого. В результате городская казна ничего не получила.
Это был главный предмет спора, а бочком к нему притулилась малюсенькая предвыборная корысть. Группа депутатов, вновь избирающихся в парламент, решила за казённый счёт чуть подправить своё предвыборное положение. И совершенно из благих намерений спикер ЗС РК А. Переплеснин (один из авторов поправки) пытался убедить коллег, чтобы они проголосовали за выделение 12,4 миллионов рублей на реконструкцию стадиона в Кеми, капитальный ремонт Дома культуры в Беломорске и ремонт Центральной детской библиотеки в Кеми. Желание похвальное, только в зале сидят зубры избирательных баталий, им лапшу на уши не навесишь. По идее А. Переплеснин должен бы чувствовать себя неловко, решая задачи личной избирательной кампании (это всем было понятно, в том числе и ему тоже, судя по некоторым оговоркам). То что в Беломорске и Кеми полный мрак — это правда. И здешним людям надо помогать. Возможно, если б спикер ЗС РК баллотировался в парламент Карелии не в Поморском избирательном округе (в том самом Беломорье, куда он деньги желал завести), то председатель Заксобрания легко разглядел бы сколько стадионов разрушено и как много Домов культуры разбиты в Карелии. Понятно, корысть группы депутатов разоблачили и финансовую поправку их провалили. Жителей двух районов жаль, конечно, они ни в чём не виноваты. Разве что выбирают в депутаты тех, кто потом жизнь им такую создаёт, когда в Беломорском и Кемском районах всё в руинах стоит: и экономика и социальная сфера прозябают.
Преодолев поправки (отвергнув их), парламентский корабль вышел было на чистую воду, но тут же сел на мель. Депутатское большинство завалило правительственный проект бюджета Карелии на 2012 г. Это выглядело фантастично. Дважды за одну сессию основной финансовый документ республики не был поддержан парламентариями (за принятие во втором чтении голосовали 23 депутатов, против — 13).
После чего стало ясно, что дальнейшее рассмотрение вопроса бессмысленно (один прошедший перерыв уже не принёс результата). Потому была создана согласительная комиссия на паритетных основаниях (4+4 — правительство/парламент), члены которой и должны отыскать компромисс. Нет сомнения, он найдётся.
Анатолий Цыганков