В Петрозаводске проходит конференция «Информатизация лесного хозяйства: актуальные задачи»
Суть мероприятия понятна из названия. Существует необходимость избавляться от прежнего гигантского документооборота (сколько леса уже сведено?) и начинать учиться управлению лесным фондом страны с помощью современных информационных технологий. Все — за это. И потому в Петрозаводске собрались представители власти, учёные и специалисты, организующие работу лесной отрасли, с целью обсудить, что мешает работе и обменяться опытом. Карелия, как принимающая сторона, мало скрывая того, желает видеть себя неким пилотным регионом, где бы внедрялись и опробовались новые информационные технологии. Об этом на открытии конференции говорил губернатор республики Андрей Нелидов. Но, похоже, сам этот подход из до информационной эпохи. Новые технологии управления лесной отраслью будут развиваться сразу и повсеместно. Об этом говорил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов, встречаясь с журналистами, до начала конференции. Его спросили: не планируется ли Карелию сделать регионом, на территории которой обкатывались бы новые информационные системы управления? Он ответил отрицательно, представив очень плотный график реализации проекта. С 1 января следующего года вводится новая сопроводительная система, контролирующая вывозку заготовленного леса, а ровно через год (с января 2013 г.) вся система информатизации управления лесами уже полностью заработает. Потому нет никакой необходимости растягивать процесс внедрения на годы, а значит и пилотные территории не потребуются.
Другое дело, что может быть лесное хозяйство Карелии окажется подготовленным к тому, чтобы быстро включиться в общероссийские процессы. Хотя сомнительно и вот одна иллюстрация тому. С осени прошлого года А. Нелидов требует от отраслевого лесного министерства внедрить систему электронного противопожарного наблюдения за лесами, но и на сегодняшний день (год прошёл) тут, как говорится, конь не валялся. И не умея самостоятельно решить проблему, расторопный глава Карелии Нелидов, отдуваясь за подчинённых, и пользуясь добрым расположением к Карелии руководителя Рослесхоза Виктора Маслякова (отсюда недавно взлетевшего в Москву), просит федерального руководителя помочь с созданием системы тепловизоров в Карелии. Безусловно, дело это хорошее — раннее предупреждение лесных пожаров, — только причём здесь республиканские «инновации». Элементарно выпросили. Ближе к телу оказались и выпросили. В. Масляков, желая чтобы о нём хорошо в Карелии вспоминали, чуть подыграл губернатору, сказав, вот, мол, получил задание от Нелидова и обязуется выполнить его, в смысле поможет за федеральный счёт лесному краю. Не будем ёрничать по этому поводу, всё же лесам Карелии от этого лучше будет.
Информационные технологии в лесном хозяйстве нужны сейчас, прежде всего, для учёта и контроля. Сколько леса незаконно заготавливают (воруют)? Какова структура лесного фонда? Здесь оперативный учёт очень требуется. Потому как до сих пор в стране нет понимания, что мы имеем и как используем имеющееся. Простой пример, зададимся вопросом: большой ли в России объём незаконных заготовок древесины? Однозначного ответа нет, признаётся Н. Кротов. Согласно официальной статистике порядка одного процента незаконно рубят и продают. Если ориентироваться на экспертов (а им веры всё же больше), то цифру нужно удесятерять. Рассуждая на эту тему, Николай Кротов обратился к понятийному аппарату: что вкладываем в то или иное понятие, употребляя его? Сегодня, сказал он, прежнее определение «незаконные рубки леса» мало соответствует понятию «воровства», так как «незаконность» может быть порождена элементарным канцелярским сбоем в управленческих решениях, скажем, с опозданием какое-нибудь разрешение выдали добросовестному лесозаготовителю и сразу другая статистика нарисуется — криминальная. Потому правильнее, считают в Рослесхозе, переходить на такое понятие как «древесина неизвестного происхождения» (если делянки не было выделено под рубки, то лес точно ворованный).
Больше всего сегодня воруют лес на Дальнем Востоке. Китайцы активно пользуются тёмными схемами, и, понятно, делают это не без участия российских должностных лиц. Границу ведь не перепрыгнешь. Ситуация, похоже, настолько драматичная, что речь заходит уже о необходимости поштучной маркировки ценных пород деревьев (ясеня, дуба). Тут информационные технологии отчасти станут заградительным барьером от разворовывания страны. Хотя не только китайцы грозятся из-за своей великой стены. Близкие нам территориально шведы, как выясняется, ради прибыли тоже мало чтят экологическое законодательство и не препятствуют им в этом чиновники правительства республики. Международный скандал вокруг северных территорий Карелии, где лес заготавливает шведская компания «Сведвуд Карелия», в самом начале. Передовые информационные технологии не помогут правильно трактовать закон (особенно если он путано написан), коли текущая экономическая нужда вопит о нищете республиканского бюджета. Правительству Нелидова нужны деньги для казны, и оно добывает их возможными способами. А что будет с Карелией после того как уйдут нынешние её министры и губернатор?
Анатолий Цыганков