Глава Карелии А. Нелидов впервые отчитался о своей работе перед депутатами парламента республики. Неудовлетворенными остались коммунисты
О делах хороших
Многостраничный доклад с приложениями, под 180 страниц, заранее был роздан депутатам Законодательного собрания Карелии и они имели возможность с карандашом в руках проштудировать отчётный документ, чтобы приготовиться к разговору по существу заявленной темы. Хотя губернатор отчитывался за весь 2010 год, но лично его ответственность распространялась только на второе полугодие, когда он вступил в должность главы республики. Потому 2010 год можно именовать «катанандовско-нелидовским». Но делить их вклад в республиканскую копилку, конечно же, нужно, что и демонстрировал Андрей Нелидов, при всякой удобной возможности указывая, что сделано его правительством.
Как ни покажется это странным, но провальное социально-экономическое положение республики при пикирующем Катанандове выгодно оттеняет все последующие успехи нового руководителя Карелии А. Нелидова. Катанандов оставил ему почти 3-х миллиардный дефицит бюджета, огромаднейший государственный долг (под 9 миллиардов рублей), валящиеся отрасли кормилицы (лесопромышленный и горнопромышленный комплексы), вериги судебных процессов, фигурантами в которых выступают первые руководители Карелии (несколько бывших вице-премьеров), вымирающую республику и проч. На таком фоне любое маломальское улучшение уже смотрится положительным прорывом. А сделало правительство Нелидова за первое своё полугодие, надо честно признать, многое и тенденции, обнаруживаемые на пути этого движения, положительные.
А. Нелидов, обращаясь к депутатам, разумно не стал сразу засыпать их цифирью свершений, а обозначил две связанные между собой темы, указав, что с его приходом институты республиканской власти претерпели существенные изменения (что правда), связав это с ростом качества жизни населения (тут оценки будут скорее неоднозначными). Бросилась в глаза одна цифра: на 80 процентов обновился руководящий состав республиканских органов исполнительной власти. Это надо понимать так, что произошла настоящая кадровая революция, и случилось это без потрясений. По крайней мере, никаких скандалов до общественности не докатывало, не считая разве тех, когда высокопоставленные лица, в том числе и бывший глава Карелии С. Катанандов, судились за выплату им отставных денег (выходившие в отставку чиновники имели право на получение компенсационных выплат за счёт бюджета). А. Нелидов обратил внимание депутатов, что он на себе сэкономил, объединив в одну прежде раздельно существовавшие должности главы и председателя республики, и в целом снизил расходы на содержание аппарата республиканской власти, сократив его как минимум на десять процентов.
Редкие статистические показатели, озвученные докладчиком, не отличались победностью свершений. Видимо, поэтому депутат А. Степанов из фракции КПРФ потом засомневается в бравурных показателях. А. Нелидов защищать статистический ряд благоразумно не стал, предложив коммунистам-парламентариям провести свой аудит статотчётности, тем
похоронив сомнение Степанова: у кого же достанет сил и средств вести параллельный с государством статистический учёт?
Индекс промышленного производства в Карелии превысил 110% по сравнению с 2009 г., в результате чего наша республика заняла пятую строчку в рейтинге среди одиннадцати субъектов Северо-западного федерального округа. Безработица сократилась в 1,6 раза: на 1 января текущего года составив 9772 человека, тогда как в марте 2010 г. таковых было 15518 человек. Сам уровень безработицы за этот период снизился с 4,1 до 2,6 процента. Напротив, выросла средняя заработная плата в Карелии с 18300 рублей в 2009 г. до 19900 рублей в прошлом. По инерции, видимо, губернатор похвально отчитался заодно и ростом пенсий (за 2010 г. она приросла на 1700 рублей, составив 9300 рублей, правда, скорее федеральный центр следует за это отмечать).
Не готовность номер один
Погружаться в анализ отчётного доклада мы не станем, желающие смогут сами с ним познакомиться, наверное, он будет размещён в открытом интернет доступе. Поговорим о других не менее важных сущностях, связанных с отчётом губернатора. Ещё раз напомним, что с текстом документа депутаты имели возможность познакомиться загодя. Могли изучить представленные им материалы, вдуматься в логику доклада, усомниться в цифрах, представленных в нём, может быть даже что-то перепроверить. И судя по некоторым репликам Нелидова, которые он пару раз ронял в зал, предлагая обсуждать доклад, в том числе и критически обсуждать, добросовестных полемистов в стане депутатов губернатор не обнаружил.
Если проанализировать вопросы парламентариев, краткие выступления представителей фракций, то складывается впечатление, что в большинстве случаев шёл не аналитический разбор деятельности органов исполнительной власти за 2010 год, а происходило какое-то бессистемное ситуационное реагирование — задавание вопросов, возникших вдруг. Прислали депутату Н. Зайкову вчера письмо из его округа и он требует от губернатора прокомментировать его (когда мост построят; разумеется, вопрос принципиален для жителей Кеми, но его вполне можно было задать и вне рамок годового отчёта), депутат А. Барсуков запутал всех своим вопросом по конкретной котельной в Лахденпохье и т.д. Сложилось такое впечатление, что парламентариям надо было что-то спросить/сказать, а что и самим им не очень ясно, вот первое, что вспомнилось, о том и говорили. Не рискнём распространять эту оценку на всех депутатов Заксобрания, но те, кто так или иначе отметился, выглядели случайно оказавшимися в зале заседания. Показалось, люди не готовы к разговору и мыслей у них не обнаруживается: что не так правительство делало, что нужно иначе сделать? Депутатский корпус внимал оратору, как раз готовому к полемике, и в ответ что-то не очень артикулированное произносил.
Хорошенько взболтать
Тот, кто посетит несколько раз подряд выступления главы Карелии А. Нелидова заметит сколь путан он порой в своих рассуждениях. Видимо, забывает, что прежде говорил, увлекаясь экспромтом. Вот и на этот раз занятно было послушать его рассуждения на счёт политической оппозиции. С одной стороны он призывает людей, мыслящих иначе, чем он, оценивать его действия на посту главы правительства. И, понятно, без критических суждений тут не обойтись. Но когда слышит публичную критику, то становится эмоционально возбудимым, бросаясь изображать из оппонентов врагов.
Депутат-эсер Григорий Фандеев задал вполне безобидный вопрос об отношении губернатора к оппозиции, напомнив А. Нелидову, что тот некогда отзывался о пользе последней в деле государственного управления и даже заявлял, что готов с ней работать. На что докладчик отреагировал более чем странно, явно спутав партийную оппозиционность с политической враждебностью. Губернатор в запале заявил, если, дескать, вы, депутаты члены партии «Справедливая Россия», хотите быть ко мне в оппозиции, то заявите так о себе официально: мы в оппозиции по отношению к правящей власти. И тогда, предупредил Нелидов эсеров и всех прочих, кто похоже думает, он как представитель власти будет иначе с ними работать. И тут гарант законности в Карелии объяснил наконец-то, как он понимает «оппозиционность» — это когда люди с иной точкой зрения не желают искать компромисса с партией власти. Слышать такое из уст человека давно занимающегося политикой и по идее способного отличить не системную оппозицию от парламентской оппозиции — было очень странно. Если бы это был не Андрей Нелидов, в прошлом парламентарий, сенатор, федеральный партийный руководитель «Единой России», а ныне высокопоставленный государственный деятель, то я бы рискнул сказать, что человеку не хватает элементарных политических знаний. Но тут я себе такого не могу позволить сказать, зная биографию Андрея Витальевича.
В одной аудитории, буквально позавчера это было, он, рассуждая о своих руководящих полномочиях, через запятую ставил свою губернаторскую должность и члена генсовета партии «ЕР», прямо указывая на свою руководящую партийность в Карелии. А вчера в стенах парламента, напротив, требовал не смешивать его государеву службу с его же партийной принадлежностью. И укорял Г. Фандеева, мол, как же можно быть в оппозиции к власти?
Увлёкшись ораторским пафосом, он далее взялся разоблачать предвыборных конкурентов, имея в виду «Справедливую Россию» на Петросоветовских выборах, что те, вроде, призывали объединяться подъездами и идти свергать власть. Будучи раздражённым на эсеров, которые во время избирательной кампании взялись считать зарплату А. Нелидова (и ошиблись в этом), он напраслину уже на всю оппозицию возводит. Было бы интересно узнать, где черпает губернатор информацию о том, что в Петрозаводске замыслен «подъездный заговор» по ниспровержению власти (видимо, республиканской власти, раз Нелидов так переживает). И этот тезис я лично слышал в разных аудиториях уже не единожды. Он навязчив, а главное недостоверен. «Справедливороссы» и коммунисты критикуют партию власти и губернатора, который ею посажен в Карелии на правление. Это правда, и в период избирательной кампании этой критики всегда больше чем обычно, что нормально для политического процесса. Но я не помню, чтобы кто-то из местных коммунистов или эсеров звал жителей подъездов ниспровергать законно избранную власть. Или это просто гипербола, ораторский приём Нелидова, имеющий целью украсить его речь? Оппозиционность — это не враждебность и не политический экстремизм, и, упаси боже, не терроризм. Это — инакомыслие, в котором нуждается любая здравая власть, рассчитывающая на внешнюю критику. В одной аудитории Нелидов это будто бы понимает, а в другой — галоп его мысли просто пугает.
И чем больше губернатор говорит, тем больше создаёт разных смыслов. В одной аудитории он утверждает, что теперь уже бывший его заместитель Д. Алиханов ушёл из республиканского правительства, потому что это было его личным решением (планы жизненные у человека сменились), а вчера в стенах парламента мы слышим совершенно другое: Алиханов ушёл — намёк на то, что не сам так решил, — потому что чрезмерно увлёкся политической работой в период избирательной кампании, и теперь такого же заявления А. Нелидов ждёт от заместителя министра образования И. Петеляевой. Чему верить?
Документальное качество
Из самых серьёзных и объективных претензий, возникших у депутатов к главе Карелии, стало замечание, что правительство Нелидова предоставляет депутатам Законодательного собрания некачественно подготовленные правовые документы, прежде всего проекты законов. Нарушаются сроки их передачи в парламент, часто они юридически сырые. А. Нелидов эту претензию с лёту принял, заявив в ответ, что да, такое, мол, было прежде, но больше не повторится, потому как у него теперь новый заместитель — тут он представил Алексея Бахилина, — который будет строго следить за качеством предоставляемых в парламент документов. Депутаты этим удовлетворились, и никто почему-то не задумался, что именно Бахилин до сих пор и возглавлял правовой комитет в правительстве, как раз и отвечая за качественную работу правовой службы органов исполнительной власти Карелии. И губернатор не обратил внимания на очередную нелогичность свой мысли.
Впрочем, не станем с подозрением смотреть на А. Бахилина, возможно, действительно, новая должность сделает его более ответственным.
Не полное удовлетворение
По ходу обсуждения отчёта А. Нелидова уже стало понятно, что работа его правительства будет оценена положительно. Сам он без ложной скромности охарактеризовал её хорошей, большинство депутатского корпуса ничего против этого не имели, признав в итоге прошлогодние усилия органов исполнительной власти республики удовлетворительными (33 голоса), против были лишь депутаты-коммунисты (4 голоса).
Этому обстоятельству А. Нелидов даже порадовался, считая, что раз коммунисты работой правительства недовольны, то значит он на правильном пути. Честно говоря, в подобной логике есть что-то ущербное, потому как ряд претензий, обращённых к власти от лица депутатов из фракции КПРФ, справедливы, и над ошибками надо бы работать, а не отметать замечания с порога, коли критические стрелы летят из стана оппозиции. Хотя и жёсткую категоричность коммунистов — всё плохо, — скорее всё же следует считать инструментом партийной конкуренции, а не объективной оценкой действительности.
P.S. Разведчики порой горят на мелочах, совершив какой-то вроде пустяшный промах, они нечаянно обнаруживают, что чужие в стране пребывания. Это образ. Так вот тот факт, что питерский житель А. Нелидов не прикипел ещё к Карелии обнаруживается в том, как он расставляет ударения, называя имена городов. Вчера, вспоминая Сегежу, он дважды неправильно интонационно поставил ударение в слове, сделав это на первом слоге. Жители Карелии так не говорят.
Анатолий Цыганков