
Город Сортавала на пороге своего уставного обновления.
В Сортавале приняли устав города принципиально меняющий систему власти, а этого мало кто и заметил. Несколько лет (!) шли яростные схватки между двумя группами сортавальских политиков, когда одна из них выступала против всего, что другая предлагала. Предмет конфликта довольно простой. Во-первых, представители местной партии власти (она же «Единая Россия») в рамках общереспубликанских установок предлагали упростить систему муниципального управления, для этого объединив два поселения в одно, иначе говоря, влив посёлок Хелюля в состав города Сортавала. (Что уже произошло). Во-вторых, предлагалось для экономии бюджетных средств упразднить Сортавальскую городскую администрацию, передав её функции на уровень районной администрации, соответственно, и численный состав аппарата управления сократив. Это были две главные принципиальные точки взаимного непонимания, хотя не единственные. Подспудно клокотали ещё и личные амбиции лиц борющихся групп, желающих сохранить собственную власть в коридорах власти.
Конфликт был настолько острым, что депутатский корпус Сортавальского горсовета даже до отведённого ему законом срока не доработал и был распущен по решению суда. Дважды проводились новые выборы в горсовет, по итогам которых то одна группа брала верх («единороссов»), то другая — местных эсеров. Последние как раз и бились за сохранение уставной нормы прямых, всеобщих выборов главы города всем населением и не желали передавать административные полномочия на районный уровень. Так обстояли дела в прошлом году.
В этом году позиция бунтующей части горсовета изменилась и в апреле 2022 г. депутаты, прежде не находившие между собой общего языка, единогласно (!) проголосовали за проект устава города, которым отменялись всеобщие и прямые выборы главы Сортавалы. После чего вопрос был вынесен на публичные слушания, которые в мае прошли, и участвовавшие в них горожане абсолютным большинством голосов (107 – «за», и только один человек голосовал против) поддержали принятие поправок в новую редакцию устава. А в июне сортавальский депутатский корпус подтвердил все прежние свои решения: два поселения (Сортавала и Хелюля) преобразовывались в одно городское самоуправление путём их слияния (понимайте, Сортавала поглотила Хелюльское поселение, чего сами жители захотели), а будущего главу расширившегося Сортавальского городского поселения избирать уже будут депутаты, а не население (такая норма во всех муниципалитетах республики действует).
Устав Сортавалы ещё не вступил в силу, республиканское управление Минюста России должно ещё провести его экспертизу на предмет соответствия уставных норм федеральному законодательству, но нет сомнений, что в скором времени в Карелии появится новое-старое муниципальное образование — город Сортавала в расширенных своих границах.
Напрашивается вопрос: зачем было несколько лет подряд доводить ситуацию до критического состояния, превратив территорию Сортавалы в поле партийно-политической битвы? Позиция партии власти все эти годы оставалась неизменной, суть её — оптимизация системы управления, и теперь можно констатировать, что сторона главы Карелии в этом многолетнем противостоянии победила. Парфенчиков оказался убедительнее его оппонентов. Кстати, заметьте, как много внимания он уделяет Сортавале, регулярно наезжая сюда, потому что видит туристическую уникальность территории и вред для сортавальской экономики от местечковой схватки за муниципальную власть.
Почему недавние оппоненты согласились с правотой Парфенчикова? В разговорах с ними два объяснения наиболее часто ими повторялись. Во-первых, бесконечные прошлые споры о том кому принадлежит верховенство в коридорах местной власти, мешает экономическому развитию сортавальскому Приладожью. И, во-вторых, местная оппозиция в принципе за формирование новой структуры муниципальной власти – за укрупнение. Это когда бы все четыре нынешних поселения Сортавальского района объединились административно в рамках единого муниципального округа, имея общий бюджет и один на всех административный аппарат управления (излишние административные должности будут ликвидированы).
Последнее возможно. Правда, при условии, что поселения того пожелают. По оценкам моих собеседников, тут ещё не исключаются дискуссии, как минимум одно поселение (из четырёх), точнее его руководство, может начать возражать (причины — личного характера).
Впрочем, сама дискуссия на эту тему в данный момент носит скорее умозрительный характер, речь о создании муниципального округа в Сортавальском районе пока не ведётся. Это ещё завтрашний день и скорее всего не близкий.
Анатолий Цыганков