Министр сельского и рыбного хозяйства Карелии В. Лабинов закрыл. Руководитель управления по туризму Карелии А. Борчикова бьётся. Глава Петрозаводска В. Любарский ищет. Заместитель гендиректора ООО «Карельский экологический оператор» А. Позднякова соберёт. Бывший заместитель председателя Петрозаводского горсовета В. Матвеев раскрыл.
Владимир Лабинов, министр сельского и рыбного хозяйства Карелии
Выступление главы Минсельхоза Карелии Владимира Лабинова на заседании комитета по агропромышленной политике Законодательного собрания Карелии вызвало бурное – и преимущественно критическое — обсуждение в социальных сетях. Министр, отвечая на вопрос депутата о том почему на прилавках магазинов мало картофеля, выращиваемого местными сельхозпроизводителями? – объяснил это финансово-экономическими причинами, в том смысле, что картофель, произведённый в Карелии, по своей цене уступает более дешёвому картофелю, привезённому из южных регионов России. Иначе говоря, он проигрывает конкуренцию на прилавке, потому что его производство требует больших затрат. Тогда стоит ли вкладываться в эту отрасль, если картофель можно купить в российских регионах, где его выращивание обходится дешевле, а бюджетные субсидии республики в таком разе предпочтительнее направить на поддержку иных видов сельскохозяйственной продукции?
И в качестве примера Лабинов привёл совхоз Толвуйский Медвежьегорского района, где прежде десятилетиями выращивался картофель, но с каждым годом его производство становилось всё менее рентабельным. В. Лабинов, став министром в 2017 году, изучив финансово-экономическую ситуацию данного предприятия, пришёл к выводу, что продолжать «картофельную агонию» Толвуйскго совхоза бессмысленно, потому как это только вредит хозяйству, и по этой причине министр распорядился прекратить выращивать картофель в этом хозяйстве, перепрофилировав его на иные виды сельскохозяйственной деятельности. Что и было сделано. Как признался Лабинов, выступая перед депутатами (цитирую его): «самолично директивно прекратил производство картофеля в Толвуе», объяснив это полным упадком предприятия.
Собственно ничего оригинального министр Лабинов не произнёс (в России единый сельскохозяйственный рынок и специализация тут естественна), однако слова его были восприняты критиками как подкоп под аграрный комплекс Карелии. Сама по себе тема эта дискуссионная: должна ли республика стремиться к тому, чтобы в полном объёме обеспечивать своё население продуктами питания (и какими именно?) или же целесообразнее развивать производственную кооперацию, выбирая для себя какие-то приоритеты? Мало кому не понятно, что в качестве таковых в Карелии уже избраны — молочное производство и форелеводство. Потому Минсельхоз РК к этой сфере более всего внимателен. Но значит ли это, что нужно отказываться от выращивания традиционного набора овощей: картофеля, капусты, моркови, иных корнеплодов?
С Лабиновым трудно спорить, когда он утверждает, что изменилась структура производства картофеля, в результате чего он стал производиться преимущественно индустриальным методом, тогда как до 2010 г. преобладало выращивание картофеля собственно населением. Что отразилось и на ценах товарного картофеля. Последний, выращиваемый с применением высокопроизводительных технологий, вытеснил с рынка картофель крестьянских (фермерских) хозяйств. Можно ли это считать подрывом агропромышленного комплекса Карелии? Или это закономерный результат конкуренции?
Хотя, понятно, Карелия обязана сама себя обеспечивать каким-то минимально необходимым набором овощей, извечно выращиваемых в регионе. И не исключено, что выращивание картофеля в республике на мелиорированных землях, при применении современных технологий, и в каких-то конкретных районах (Медвежьегорский районе, кстати, подходит для этого, точнее его Заонежская часть) станет вполне рентабельным делом для сельхозпредприятий. Да и фермерский сегмент выращивания овощей тоже может являться привлекательным для покупателей, пусть его продукты и дороже, зато они экологически чистые.
Анна Борчикова, руководитель управления по туризму Карелии
В Карелии продолжается дискуссия относительно организации туризма на горе Воттаваара, расположенной в Муезерском районе. Гора эта давно стала местом притяжения любителей эзотерики (отчасти и археологии). Находящиеся на горе огромные каменные валуны создают впечатление, что так их расположили в оккультных целях древние люди, жившие здесь (это территория обитания саамов; если с саамского языка перевести топоним «Воттавааара», то наименование звучит по-русски как «Гора победы»).
И давно уже возник стихийный туризм на гору Воттаваара, который кормил часть местного населения. С августа 2011 г. постановлением правительства Карелии комплекс горы Воттоваара объявлен ландшафтным памятником природы и с тех пор органы власти пытаются узаконить туристическую деятельность на горе. Но не получатся сделать этого. Местное население – скажу точнее, одна из активных экономических групп — против того, чтобы правительство передало бы ландшафтный памятник Воттаваару в аренду бизнесменам (в таком разе доступ на гору будет коммерциализирован). Правительство Карелии настаивает на том, чтобы у горы появился арендатор, который бы защищал её от варварской, неконтролируемой туристической эксплуатации.
Под давлением общественности правительство отказалось от идеи передачи памятника природы коммерческой фирме, предложив передать туристический объект (гору) в управление специального созданной государственной дирекции особо охраняемых природных территорий. Однако и такое предложение не было поддержано местными жителями, разглядевшими в этом тот же плавный переход горы к коммерсантам, но уже посредством государственной республиканской организационной прокладки.
Управление по туризму Карелии предложило тогда передать уникальный природный объект в пользование на федеральный уровень. Об этом сообщила депутатам парламента Карелии руководитель комитета Анна Борчикова, выступая на заседании комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике. Мысль простая – коли у местных жителей нет доверия к республиканскому управлению по туризму, то пусть тогда этим объектом управляет Москва, переведя для этого памятник на федеральный уровень. Правда, пока не известно пожелает ли этого федеральное правительство, потому как ведь придётся тогда брать на себя и финансирование охранных мероприятий, связанных с ландшафтным природным памятником. А. Борчикова сообщила депутатам, что переговоры в этом направлении ведутся, но что-то определённое сказать сейчас нельзя.
Местные бизнесмены без регистрации своей деятельности продолжают предоставлять туристические услуги гостям (привет налоговой службе). А. Борчикова справедливо называет это незаконной коммерческой деятельностью, с которой пока (многие годы уже) правительство не может совладать. Кстати, общественное мнение в этих публичных спорах не на стороне правительства Карелии. Саамская гора, как заколдованная, не даёт возможности решить вроде бы не самую сложную организационно-производственную задачу. Или представители власти столь неубедительны? Пока же бал на горе Воттавааре правит стихийный бизнес.
Владимир Любарский, глава Петрозаводска
Наступает лето и опять звучит разноголосица относительно уличной торговли, это когда на ящиках продавцы, среди которых преимущественно пожилые женщины, торгуют нехитрой снедью (вареньями-соленьями, вязанными носками). Раскладывают на самодельных прилавках свой товар, пытаясь таким образом укреплять домашний бюджет. По всей видимости, им удаётся лишнюю копейку принести в дом, а иначе чего бы часами торчать продавцам на улице, зябнув на ветру и мокнув под дождём. А если петрозаводчане покупают домашние заготовки (да и любые продукты), то значит им это тоже нравится. Тогда надо ли уличных торговцев разгонять административными штрафами?
Да, действительно, выглядят их «рабочие места» убого (торговля с ящиков не украшает городские улицы), как надо признать и то, что могут возникать у проверяющих претензии к исполнению уличными торговцами санитарных норм. Но всё же стоит задуматься: надо ли разгонять людей создающих себе рабочие места и делающих полезную работу?
Мэру Петрозаводска Владимиру Любарскому проще, конечно, согласиться с теми критиками, которые обоснованно бичуют городскую власть по причине антиэстетических уличных сюжетов. Он, комментируя ситуацию, объясняет бездеятельность мэрии в этом вопросе (не разгоняет городская администрация уличных торговцев) тем, что у городских служб нет полномочий для проведения контрольных мероприятий, как и нет права у них составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении несанкционированной торговли. То и другое позволено делать уполномоченным для этого органам, а не Петрозаводской мэрии. Однако лишний раз подтолкнуть мэр Любарский правоохранительные и контролирующие органы на борьбу с уличными торговцами может, конечно. Но нужно ли это делать? Уличная торговля востребована. Так может лучше её обустроить, чем ликвидировать? Нет ничего проще, чем разогнать самозанятых граждан.
Относительно темы эстетики внешнего вида города — это и вообще пока безнадёжная тема. Зайдите в любой петрозаводский двор и увидите грязь и ужас возле мусорных баков. Город-помойка, внешний вид которого никак не испортят пара десятка уличных торговцев своими ящиками, с которых они продают нехитрые товары. Начинать наводить красоту в Петрозаводске нужно точно не с этих «торговых точек».
Мэр Петрозаводска Любарский пришёл на новенького на руководящую должность к старым-престарым проблемам. Как и всем его предшественникам, ему придётся искать баланс интересов среди горожан, которые по разному оценивают несанкционированную торговлю на улицах города.
Анна Позднякова, заместитель гендиректора ООО «Карельский экологический оператор»
События, связанные с деятельностью ООО «Карельский экологический оператор» — КЭО (прежде называвшегося «Автоспецтрансом»), вызывают повышенный общественный интерес. Гендиректор КЭО Иван Новиков, пойманный на даче взятки в 200 тысяч рублей должностному лицу, арестован и сидит сейчас в следственном изоляторе. Юридически он остаётся руководителем «Карельского экологического оператора», но с 29 декабря 2021 года, то есть с момента ареста, исполнять обязанности по понятным причинам не может, а потому руководит предприятием, которому правительством Карелии доверен сбор мусора по всей республики, и.о. гендиректора КЭО Евгений Арсентьев (заместитель Новикова). Новикову был продлён арест (до 26 апреля) и он точно не скоро теперь вернётся к руководящим обязанностям. А честнее сказать — и вообще не сможет.
Кадровую неразбериху решает сейчас правительство Карелии, подбирая руководящий состав для ООО «Карельский экологический оператор». На должность генерального директора предлагается Павел Дегтярёв. В прошлом сотрудник Госнаркоконтроля, потом ушедший в бизнесмен и при губернаторе Парфенчикове неожиданно ставшего генеральным директором «Кареллеспрома». Уходил с этой должности Дегтярёв скандально (из-за невероятно огромной суммы премиальной выплаты за работу, что вызвало общественное недоумение). Потом в правительстве Парфенчикова его поставили руководить республиканским Управлением автомобильных дорог (с января 2020 г.), а отсюда в марте 2022 года он уволился по собственному желанию и будто бы теперь его прочат на должность гендиректора «Карельского экологического оператора», отвечающего за сбор и утилизацию твёрдых бытовых отходов в Карелии (золотое дно).
Разговор о возможности кадрового решения идёт, но самого решения нет. Однако странно уже назначен заместитель гендиректора, которым стала экс-депутат Законодательного собрания Карелии Анна Позднякова. До этого она возглавляла АО «Корпорация развития Республики Карелия» (при прежнем ещё губернаторе Худилайнене была посажена на эту должность, ничем успешным на этом посту не запомнившись). Затем Позднякова трудилась в акционерном обществе «ПетраГранит», отвечая за взаимодействие с органами власти. В прошлом году она баллотировалась в Карельском одномандатном избирательном округе в Госдуму от партии «Партии роста». К слову, собственник «ПетраГранит» Дмитрий Фабрикантов, являясь лидером регионального отделения «Партии роста», тоже баллотировался в Госдуму, правда, по партсписку, и неудачно, впрочем, как и Позднякова.
Теперь последняя назначена заместителем гендиректора ООО «Карельский экологический оператор». Странность тут в том, что обычно сначала руководителя назначают, а потом уже тот собирает команду.
Любое публичное появление Поздняковой вытаскивает наружу её стародавнюю уголовную историю, когда в 2016 году она была уличена в мошенничестве, незаконно получив от Заксобрания 385 тысяч рублей в качестве компенсации платы за аренду жилья, хотя проживала в собственной квартире при этом. А. Поздняковой повезло, она попала под амнистию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и, вернув казённые деньги, смогла избежать приговора. Петрозаводский городской суд прекратил её уголовное преследование. Можно сказать, повезло человеку. Без судимости дело обошлось. Но самого факта преступного события, совершённого депутатом парламента Карелии А. Поздняковой, это не отменяет.
Теперь она сбором и утилизацией мусора займётся.
Валерий Матвеев, бывший заместитель председателя Петрозаводского горсовета (фракция «Единая Россия»)
Уголовное дело в отношении бывшего спикера Петросовета Геннадия Боднарчука становится более публично информативным. В процесс с качестве свидетеля вызван Валерий Матвеев, который когда-то работал заместителем председателя Петрозаводского горсовета Боднарчука и чьи свидетельские показания способны отправить Боднарчука в исправительную колонию.
В отличие от Боднарчука Матвеев признался в получении им взятки от коммерсанта и передаче части её своему руководителю Боднарчуку. Именно на этих основаниях сторона обвинения строит доказательную базу, утверждая, что спикер Боднарчук являлся участником коррупционного преступления. Боднарчук это отрицает, утверждая, что Матвеев его оговаривает.
В судебном заседании с участием свидетеля Матвеева были рассмотрены несколько эпизодов, когда руководители Петросовета включались в решение коммерческих вопросов, имея возможность влияния на действия Петрозаводской исполнительной власти (это отдельная тема). И кроме того, экс-депутат Петросовета Матвеев рассказал каким образом осуществлялось финансирование работы агитаторов от партии «Единая Россия» в ходе избирательной кампании. Инициатором этой операции был тогдашний председатель Петрозаводского отделения партии «Единая Россия» Геннадий Боднарчук.
То что Матвеев платил агитаторам, данный факт не опровергается прежним лидером столичных «единороссов» Боднарчуком. Хотя в происходившем собственно коррупционного участия Боднарчука не просматривается. Тут скорее речь может идти о мутных схемах финансирования деятельности партийных организаций. Тот эпизод, который вылез наружу и обсуждался в заседании, раскрыл тайну финансовых взаимоотношений местных отделений двух партий — «Единой России» и «Справедливой России-за правду», когда Боднарчук создал канал систематического финансирования регионального отделения партии эсеров. По разному можно оценивать данную ситуацию, однако тактический ход «единоросса» Боднарчука позволял ему негласно контролировать работу как депутатов Петросовета из фракции «Справедливая Россия-за правду», так и поддерживать лояльность местных эсеров к власти в целом. Это был скорее выигрыш для республиканских «единороссов», сумевших создать эффективный инструмент влияния на петрозаводских эсеров. Случай не уникальный (даже для Карелии), а если и дискредитирует кого, то точно не «единороссов».
Валерий Матвеев своим чистосердечным признанием обогатил историю избирательных кампаний в Карелии.
Анатолий Цыганков