
Гендиректор автономной некоммерческой организации «Центр привлечения иностранных инвестиций в Республику Карелия» Алексей Раумо заговорил.
Редкое решение Министерства экономического развития и промышлености Карелии вызывало такое бурное обсуждение в СМИ как создание автономной некоммерческой организации «Центр привлечения иностранных инвестиций в Республику Карелия». Главным вдохновителем для производства новостей стал незнакомец с двойным гражданством (российско-финляндским) и двойной фамилией (Очеретько-Раумо).
Глава Карелии Артур Парфенчиков назначил до селе никому не известного в республике Алексея Раумо (даже не из приставов человек) на должность генерального директора автономной некоммерческой организации «Центр привлечения иностранных инвестиций в Республику Карелия». Должность, прямо скажем, малозначительная. Гендиректор чего? Некоммерческой организации. Считайте, общественной, хотя и садят её сотрудников на бюджетное содержание. Пока в штате Центра числится один гендиректор, но со временем появятся и другие лица, охочие до бюджетных денег.
Скорее всего, на Раумо и его инвестиционную контору никто бы и внимания не обратил. Не первая подобная структура порождается Минэкономразвитием, и может быть даже есть какой-то практический смысл в их функционировании. Надо смотреть на результаты труда «автономных» и «некоммерческих» фондов-центров, чтобы разглядеть целесообразность принимаемых правительством управленческих решений. Но дело в том, что те, кто следит за деятельностью экономического блока правительства Карелии, те знают, что в недрах акционерного общества «Корпорация развития Карелии» уже существовал Центр по развитию инвестиционной деятельности. И чего бы, казалось, проще, если в том возникла потребность, расширить функционал уже действующего инвестиционного Центра, нацелив его ещё и на поиск зарубежных инвесторов. Это было бы логично, и не потребовалось б тогда плодить новые центры инвестиционной силы и сажать новую автономную организацию на бюджетное содержание.
Но почему-то решено было иностранные инвестиции выделить в отдельное производство (кстати, а много ли в Карелии трудятся зарубежных инвесторов, интересный вопрос, не правда ли?). Ну, решили и решили. Значит в правительстве разглядели в этом финансово-экономический смысл. Казна не обеднеет, беря на казённый кошт трёх-четырёх специалистов в Центр привлечения иностранных инвестиций. А вдруг они республике миллионы евро принесут завтра? Понятно, мало в это верится, но практика – критерий истины.
Второе обстоятельство, вызвавшее интерес к фигуре двойного гражданина — это туман его биографии, кстати, самим Раумо и напущенный при его публичных появлениях в Карелии. Кто он? Советник главы Карелии, пусть и с уточнением, что на общественных началах. Сотрудник госструктур Финляндии. Успешный бизнесмен. Журналист. Человек отметившийся службой в ООН. А теперь ещё и генеральный директор республиканского Центра, приглашённый губернатором Парфенчиковым в правительственную команду, ради привлечения зарубежных инвесторов. Согласитесь, разносторонний перечень профессиональных специализаций и интересов. При этом всякое появление А. Раумо на публике — будь то на совещании в Минсельхозе или на заседании парламентского комитета — лишь затрудняло представление о нём. Говорил о себе он намёками, недосказано, и от того каждая такая встреча только больше новых вопросов порождала, утыкаясь в главный: зачем этот человек Парфенчикову? Зачем именно сейчас губернатору Парфенчикову осложнять себе предвыборную жизнь столь непонятной и от того двусмысленно выглядящей персоной как Раумо?
И когда подозрительных вопросов накопилось опасно много (для Парфенчикова) Раумо заговорил. Спасибо за это интернет изданию «Губерния дейли», ну и прозорливости нового организатора инвестиционных потоков в Карелию. Редакция «Губерния дейли» по инициативе Алексея Раумо побеседовала с ним, пытаясь получить ответы на вопросы, которые прекратили бы спекуляции вокруг нового члена команды Парфенчикова. Интервью не пересказываю, лучше его прочесть, кого эта тема интересует. Я лишь замечу, что Алексей Раумо, вроде бы подробно рассказав о себе, опять закутался в тайны, порождая вредные подозрения, в том числе и для Парфенчикова вредные.
Какие вопросы возникли у меня по ходу чтения интервью с Раумо? Мне не очень понятно, как сотрудник государственного учреждения (он работал в инспекторской группе Министерства транспорта Финляндии, и, говоря об этом, сравнивал ту свою службу с «полицейской на транспорте, только без оружия»), затем работник отраслевого профсоюза («занимался профсоюзной деятельностью на уровне генерального директората», опять цитирую А. Раумо) одновременно же занимался ещё и бизнесом? Разве такое возможно? Раумо утверждает: «…это разрешается совмещать».
Возникают вопросы относительно полученного им высшего образования. Где учился? Раумо отвечает на этот вопрос журналисту, давая понять, что у него несколько вузов окончено, но только один называет, не конкретизируя: «Да, и не в одном (вузе учился –ред.). У меня высшее филологическое образование, получено заочно в Санкт-Петербурге».
О том что он вхож в кабинеты руководителей крупных коммерческих компаний Раумо сам говорит. Но тут нечего пока ставить под сомнение, это в самое ближайшее время делом проявится, в смысле привлечёнными иностранными инвестициями.

Но гораздо опаснее (для Парфенчикова) скрытность Очеретько-Раумо относительно его родственных отношений с главой Карелии А. Парфенчиковым. Он кем последнему приходится? Если вообще правомерно на эту тему говорить. Если б Очеретько-Раумо сказал ясно кем ему доводится глава Карелии Парфенчиков, то и тема была б исчерпанной. Но он зачем-то оставляет место для подозрительных спекуляций. «Прямого родства у нас с ним (Парфенчиковым – ред.) нет, я вам так скажу», — говорит Раумо, предлагая додумывать. Подвох тут в том, что находись российско-финский гражданин в каком-то близком родстве с Парфенчиковым, то вопрос его внезапного и трудно объяснимого для посторонних трудоустройства на должность гендиректора приобретал бы не совсем хороший оттенок. И не только с психологической точки зрения. Кажется, тут Раумо тоже какой-то капкан выставил.
Бить за подобные оговорки будут не Алексея Раумо, а Парфенчикова. В период начавшейся избирательной кампании самые разумные действия и заявления губернатора оппоненты его превращают в «разоблачения». И тут ничего не поделаешь, такова природа политической борьбы. О чём желательно помнить.
Анатолий Цыганков
Фото: ИА «Республика»