Члены рабочей группы по приведению Конституции республики в соответствие с Конституцией России внимательно перечитывают текст Основного закона Карелии.
Требуется ли жителям Карелии конституционная норма об индексации прожиточного минимума?
В парламенте Карелии члены рабочей группы по приведению Конституции республики в соответствие с Конституцией России продолжили обсуждать поправки. На нынешнее заседание их внесено было более 35. Чаще всего это не концептуальные изменения, а именно «приведение в соответствие» с федеральным законодательством, хотя встречаются и дискуссионные предложения.
Например, парламентская фракция «Яблоко» считает нужным уточнить статью 4 Конституции РК, которой узаконена охрана труда и здоровья жителей Карелии и устанавливается, что государство определяет прожиточный минимум, обеспечивающий поддержку семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым гражданам. «Яблочной» поправкой предлагалось дополнить четвёртую статью указанием на то, что прожиточный минимум должен индексироваться.
Казалось бы, тут нет предмета для спора. Постоянный рост цен на товары и услуги фактически обрушивает установленный прожиточный минимум и то что вчера представлялось «прожиточным минимумом», сегодня становится фикцией («непрожиточным минимумом»). И логично было бы данное обстоятельство (галоп цен) учитывать, на регулярной основе индексируя прожиточный минимум.
Однако житейская логика увязла в теоретической нормативно-правовой дискуссии и из 19 членов рабочей группы лишь трое поддержали поправку, ещё двое воздержались, не рискуя какую-нибудь сторону занять, а остальные были против индексации прожиточного минимума, регулируемой нормой Основного закона Карелии. Логика последних была в том, что существуют иные законодательные акты, где данная правовая тема подробно раскрывается и узаконивается. Так-то оно так, конечно, однако не помешало бы и дополнительные обязательства возложить на государство, поскольку это ведь органы власти не способны инфляцию обуздать.
Должно ли государство заботиться о полной трудовой занятости населения?
Дискуссия развернулась и вокруг статьи 23 Конституции Карелии, второй пункт которой предлагалось исключить из текста. Действующая норма звучит так: «Республика Карелия содействует полной занятости населения». Заместитель главы Карелии-руководитель губернаторской администрации Татьяна Игнатьева предложила удалить данную норму из Основного закона Карелии. Можно предположить, что она озвучила позицию и главы Карелии Артура Парфенчикова. Как минимум, должна была бы с ним посоветоваться, предлагая столь спорное усекновение Основного закона республики. Ведь речь идёт о том, что органы власти Карелии снимают с себя ответственность перед жителями республики за обеспечение трудовой занятости населения (и даже менее директивная формулировка зафиксирована сейчас в Конституции РК – органы госвласти всего лишь «содействуют полной занятости»).
Главный аргумент Т. Игнатьевой: нельзя гражданина принуждать к труду, заставляя его работать, чего он может быть и не желает. Труд – дело добровольное, а значит и нельзя требовать от государства, чтобы оно обеспечивало полную занятость населения. Для примера она привела граждан по возрасту вышедших на пенсию и как, мол, можно, их опять трудоустраивать, если они уже на пенсии и не желают работать? Пример явно неудачный, поскольку всем же ясно, что речь идёт о гражданах работоспособного возраста и нуждающихся в рабочих местах (в средствах существования). По мнению Игнатьевой, федеральное законодательство предоставляет гражданам право на защиту от безработицы, а потому и нет необходимости конституционно гарантировать полную занятость населению Карелии.
Можно ли трудящимся Карелии бастовать, защищая свои трудовые права?
Собственно, ответ на заданный вопрос даёт Конституция России (ст. 37), в которой признаётся право работника на забастовку как способ разрешения трудового коллективного спора. Правда, перед этим работникам, считающим что их трудовые права ущемлены, требуется пройти примирительные процедуры, ну а коли понимания с работодателями не найдено по их итогам, то можно приступать и к организации забастовки (впрочем, не все категории работников имеют такое право, ограничения прописаны в законодательстве).
Уполномоченная по правам человека в Карелии Лариса Бойченко, участвуя в работе экспертной группы по внесению изменений в Конституцию Карелии, предложила продублировать две федеральные конституционные нормы в Конституции Карелии. Во-первых, установить, что принудительный труд запрещён в Карелии, и, во-вторых, узаконить право работников на забастовку при разрешении трудовых споров.
Первый пункт возражений не вызвал, а вот второе предложение было отвергнуто большинством членов конституционной рабочей группы. Впрочем, нет никаких причин для переживаний на сей счёт, поскольку федеральная конституционная норма распространяется на всех трудящихся страны, которые в том числе и в Карелии проживают. Хотя и странно, что могло насторожить противников трудовых забастовок, организуемых в рамках законных процедур?
Но тут и такой вопрос ещё возможен: надо ли все нормы федеральной Конституции механически переносить в республиканскую Конституцию? С одной стороны, возникает видимость законотворческой активности (масса предложений), а с другой — зачем такое дублирование? Текст Основного закона Карелии максимально расширяется (нормативно тяжелеет), ничего не добавляя при этом к правам граждан России, проживающим в Карелии. Хотя к подобным действиям подталкивает сама логика задач, стоящих перед экспертами, включёнными в группу, члены которой Конституцию Карелии приводят в соответствие с Конституцией России.
Работа над поправками в Основной закон Карелии продолжается. Если есть что предложить, обращайтесь в рабочую группу.
Анатолий Цыганков