В Верховном суде Карелии состоится прелюбопытный судебный процесс. С большой долей вероятности предположим, что истец его проиграет, но событие предстоит не рядовое.

Не стану погружать читающих в запутанность самого предмета судебного спора, идущего давно и имеющего не только юридическое основание. Не меньше здесь и политической составляющей. Речь пойдёт о Сортавале, городе который вот уже как два года стал настоящим региональным центром политической борьбы за власть. Идёт сражение за здешнюю местную власть, но конфликт давно перерос муниципальный уровень, став по сути региональным. Где с одной стороны — команда губернатора, жёстко переформатирующая сортавальскую систему организации местного самоуправления. А с другой – республиканское отделение партии «Справедливая Россия», имеющее социально-политическую поддержку у части населения Сортавалы. Команда Парфенчикова, как ей представляется, улучшает структуру местного самоуправления, для этого ликвидируя некоторые демократические механизмы формирования городской власти, в частности, уже отменены прямые выборы — всем населением Сортавалы — главы города, в скором времени город лишится и собственной администрации (городская исполнительная власть будет передана на районный уровень, в результате возникнет объединённая районно-городская администрация).
Местная оппозиция, объединённая в Сортавале эсеровскими активистами, но это не чисто партийное образование, соответственно выступает против всего предлагаемого губернатором. То есть, «группа сопротивления» — за прямые и всеобщие выборы главы города, за сохранение собственной городской исполнительной власти и против доминирования в городской системе властных отношений партии «Единая Россия», которую со спокойной совестью можно именовать «партией губернатора».
Сопротивляемость эсеровского материала оказалась не прочной. Сначала стороне губернатора удалось довести дело до юридически безупречного роспуска Сортавальского городского совета. Произошло это в конце прошлого года. Тогдашние оппозиционные депутаты горсовета, выступая против присоединения к городу Сортавале поселения Хелюля, и не имея возможности в этой схватке победить, избрали уязвимую тактику блокирования работы городского совета. Результат предсказуемый – сторона губернатора в суде доказала, что по причине двусмысленного поведения группы депутатов от оппозиции бездействующим оказался орган представительной городской власти. И это было правдой. В Сортавальском суде данный факт был установлен и принято решение о досрочном роспуске городского совета депутатов и избрании нового депутатского корпуса. Это была победа команды Парфенчикова. Противники пытались оспорить решение суда первой инстанции, пройдя апелляционный уровень, но тоже проиграли. До кассации дело не дошло, да это и бессмысленно уже было.
Очередное раунд противостояния, в марте 2020 г., возник в период избрания нового депутатского корпуса Сортавальского горсовета. Эсеровские кандидаты в них участвовали, но ни одного своего выдвиженца в горсовет не проведи. Провал был сокрушительный. Как, соответственно, и победа команды губернатора — абсолютной. Сортавальский горсовет фактически стал однопартийным — «единороссовским».
Следствием этого стало то, что решился главный конфликтный вопрос — слияние Сортавалы с Хелюлей. Вновь избранные депутаты Сортавальского горсовета проголосовали за объединение двух населённых пунктов. Депутаты Законодательного собрания Карелии подготовили правовые условия для создания нового, с юридической точки зрения нового, городского поселения в границах двух прежде самостоятельных поселений. Такой тактический ход задолго планировался и избиравшиеся в горсовет кандидаты-«единороссы», знали, что их представительство окажется скоротечным.
Перед горсоветом, избавленным от оппозиции, стояла задача проголосовать за поглощение Сортавалой поселения Хелюли и, образно говоря, умереть. Срок жизни отводился горсовету в полгода с небольшим. Сначала думалось, что избрание первого созыва совета депутатов нового города Сортавалы состоится в единый день голосования в сентябре. Но возникшие технико-юридические обстоятельства дату эту сдвинули на 8 ноября. Прямо сейчас и идёт избирательная кампания.
Таков политический фон, на котором будет проходить заседание Верховного суда Карелии, куда с иском обратился глава Сортавальского городского поселения Сергей Крупин, намеревающийся доказать, что в тот период времени когда его незаконно лишили власти, принимались юридически значимые решения городским советом законность которых сомнительна. Точнее для Крупина тут нет никаких сомнений, он как раз убеждён — почему и обратился в суд, — что депутаты, торопясь выполнить губернаторское задание действовали нарушая законодательство. И в рассуждениях главы Сортавальского городского поселения есть правда.
Мартовские депутаты, в смысле в марте избранные в горсовет, даже проголосовав за слияние двух поселений, не смогли понудить главу города Крупина подписать сессионное решение, чтобы оно стало законным. Тогда они, обладая контролем в горсовете, проголосовали за удаление С. Крупина с должности главы города. И своим же решением избрали из депутатского состава временно исполняющего обязанности главы города Сортавалы. Этот врио главы уже и подписал решение о юридическом учреждении нового городского поселения в новых административных границах. События развивались драматично и даже скандально (чуть ли не с дракой в кабинете главы городского поселения), я их очень упрощаю, вольно оперируя фактами. Но суть передаю верно. Всё подтверждается документально.
Отправленный в принудительную отставку глава Сортавалы С. Крупин оспорил в суде решение депутатов городского совета и выиграл процесс, вернувшись на работу. Это означало, что депутат, временно исполнявший обязанности главы города Сортавалы, незаконно занимал должность главы города. Но это полбеды. Возникает другая проблема и серьёзная, а именно: как теперь относиться к документам, которые подписывал глава-«самозванец»? Тут, надо оговориться, конечно. Сравнение с «самозванцем» образное и вольное, потому как депутаты своим решением усадили коллегу в кресло главы города, проголосовав за это. Но сами их действия — лишение Крупина руководящей должности, посажение партийного «однокровника» на пост главы города – произведены были с нарушением закона. Это было установлено в суде первой инстанции, в Сортавальском горсуде, и оспоренное затем депутатами решение Сортавальского суда устояло в апелляционной инстанции. Верховный суд Карелии подтвердил вчера (27.10) законность решения Сортавальского горсуда, тем самым установив, что депутаты лишили руководящей должности Крупина незаконно.
И тогда что – считать законными решения Сортавальского горсовета, подписанные незаконным врио главы города или нет? На этот вопрос и нужно будет найти ответ Верховному суду Карелии. Слушаться дело будет завтра. Окажутся ли доводы законного главы Сортавалы С. Крупина убедительными для судей?
Судьям требуется найти юридически верную квалификацию связанным между собой действиям представителей городского самоуправления: сессионному голосованию, когда решения принимались (это факты объективно состоявшиеся), и легитимации решений подписью главы города (на время удаления Крупина с поста главы города документы подписывал «самозванец», ещё раз использую этот образ для контрастности). Если верховенство отдано будет факту голосования на сессии – одна история (на этом всё и завершится). А если поимённые сессионные голосования должны были быть подтверждены законной подписью главы города – совершенно другая история запускается. Она ещё только впереди. В таком разе все постановления городского совета периода «самозванства» будут считаться незаконно принятыми, а значит и действия их прекращаются, а сессионные вопросы потребуется перерешать процедурно законно, то есть заново. Такой исход команде губернатора и в дурном сне не предвидится. Ведь уже всё решено. Два поселения объединились (Сортавала с Хелюлей). Выборы в новый орган городской власти прямо сейчас идут. Как этот процесс вспять повернуть? В таком случае придётся откатываться в самое начало общественно-политического конфликта.
Губернатор А. Парфенчиков будет искать аргументы для Верховного суда Карелии, чтобы не ославиться в его желании переформатировать городскую власть в Сортавале.
Крупин, прямо скажем, достал Парфенчикова. Нудно и упорно добиваясь в публичных спорах с главой республики законности. Недавно глава Карелии проиграл ему иск и теперь бюджет республики должен компенсировать истцу Крупину расходы на оплату работы его юриста (15 тысяч рублей; Крупин просил 25 тысяч, но судья урезал размер материальной компенсации). В том судебном споре руководитель республики А. Парфенчиков обвинял главу Сортавалы в совершении коррупционного правонарушения и не смог этого доказать. Крупин, напротив, доказал свою законопослушность и, выиграв суд, стал требовать, чтобы административный истец, то есть А. Парфенчиков, оплатил бы работу адвоката Крупина. Суд с такой позицией заявителя согласился. Правда, судебный пристав придёт с требованием денежного возмещения не к губернатору Парфенчикову, как должностному лицу, а в его администрацию, которая и выплатит адвокату Крупина 15 тысяч рублей из казны республики.
Сущий пустяк. А страшно даже и представить, как повернутся лично для Парфенчикова политические события, выиграй вдруг Крупин завтрашний суд. Хотя такого обрушения не должно случиться. Но всё равно предмет спора своим юридическим содержанием презанятный.
Анатолий Цыганков