Но не вопросы проектирования и строительства Белопорожской ГЭС их будут интересовать, а перспектива финансово-экономического сотрудничества с Россией.

24 октября прорвало дамбу на Белопорожской ГЭС-2. Длина разрушенной плотины на реке Чиркка-Кемь составила порядка 20 метров. Вода затопила нижние этажи гидросооружения, где находятся электрические кабельные линии и иное оборудование. Кто в этом чрезвычайном происшествии виноват?
Генеральный директор АО «Карелстроймеханизация» Николай Макаров, предприятие которого строило ГЭС, подозревает, и даже утверждает, в случившемся виноват проектировщик, заявляя, что строительная компания работала качественно и без нарушений технологии. Довольно смело он заявил, что на 99 процентов виноваты в ЧП проектировщики.
Последние, понятно, в долгу не остались. Генеральный директор ООО «Научно-технического центра возобновляемых источников энергии» — данная компания проектировала две Белопорожские ГЭС — Анна Терех, реагируя на оценку Макарова, возмутилась, что тот ещё до экспертного заключения делает столь громкие и безответственные заявления. Как раз Терех грешит на стройфирму Макарова и в подтверждение своих слов, она ссылается на то, что генподрядчик (строители) не единожды отступали от исполнения проектной документации используя не те стройматериалы, которые были заложены в проекте, и кроме того нарушая саму технологию строительных работ. Это очень серьёзное обвинение.
То есть Н. Макаров вину за прорыв дамбы валит на проектировщиков, тогда как А. Терех — на «Карелстроймеханизацию». Истину в этом профессиональном споре искать посередине не приходится. Из двоих один кто-то врёт. С интересом будем дожидаться результатов экспертизы.
Ещё с гораздо большей заинтересованностью станут их ждать представители Российского фонда прямых инвестиций, того самого фонда который выступал в качестве оператора/поручителя, отвечавшего за финансирование проекта строительства двух Белопорожских ГЭС. Деньги на строительство российской стороне предоставили Новый банк развития БРИКС, Евразийский банк развития и Международный инвестиционный банк.
Макаров с Терех, кажется, ещё и сами не до конца поняли какую свинью они подложили России, убедившей зарубежных партнёров предоставить российской стороне деньги Нового банка развития БРИКС (11,8 млрд. рублей) на строительство Белопорожских ГЭС. В этом проекте находятся большие деньги китайских инвесторов, которые глядя на строителей и проектировщиков из России задумаются, стоит ли таким партнёрам доверять деньги? Спор между Макаровым и Терех не только чисто профессиональный (это было бы полбеды), он выходит на уровень международных обсуждений. Понятно, что все профессиональные ошибки будут устранены. Но ведь Новому банку развития БРИКС можно было осваивать эти деньги не обязательно в России.
Анатолий Цыганков