
В Петрозаводске 9 октября открылась сельскохозяйственная ярмарка, а на следующий день, после её посещения главой Карелии А. Парфенчикова, работа ярмарки была приостановлена. Губернатор сформулировал свои претензии, которые делятся на две части (хотя о второй группе замечаний он вначале не заговаривал). Первая — ни продавцы, ни покупатели не соблюдают на ярмарке защитный масочный режим. Отчасти это замечание справедливо. Дисциплина эпидемиологическая у людей разная. Вторая причина — на ярмарке нет карельских сельхозпроизводителей. Хотя не понятно — кому нужно данный упрёк адресовать? Вряд ли организаторам. Последних можно было бы строжить, если б они, скажем, отказались предоставить торговые места местным фермерам, или создавали для них худшие условия труда. Но ничего подобного не было. Кто хотел, тот и приехал со своим товаром на ярмарку.
До сих пор петрозаводчане считали, что организацией сельскохозяйственной ярмарки в Петрозаводске занимаются столичная администрация и Минсельхоз Карелии. Однако, судя по устным заявлениям губернатора и его письменным разъяснениям, это не так. Критикуя «организатора» ярмарки, он посматривает в сторону петрозаводского собственника торгово-развлекательного комплекса «Лотос Плаза» Леонида Белуги. И этот человек, действительно, первым официально обратился к руководству республики с просьбой разрешить работу ярмарки, объяснив, что было сделано принадлежащим ему предприятием для создания безопасных условий работы ярмарки.
Это надо понимать так, что не мэрия Петрозаводска с министерством сельского хозяйства республики занимались таким благим делом, как организация работы осенней продовольственной ярмарки? А кто тогда приглашал на ярмарку иногородних производителей сельхозпродукции? Или это благодаря инициативе торгово-развлекательного комплекса «Лотос Плаза» петрозаводчане получают возможность покупать качественные товары, привозимые из разных уголков России. Местную продукцию и без того в любое время можно приобрести. И если благодаря частной инициативе ярмарка в Петрозаводске работает, то зачем тогда органы республиканской власти этому мешают? Ведь и без того сейчас предпринимателям сложно выживать.
Производителей сельхозпродукции пригласили в Карелию на ярмарку (кто-то сделал это хорошее дело) и когда потребительский рынок заработал, приходят чиновники и всё останавливают (пусть и на время). Почему правительство Карелии, в лице Минсельхоза, до начала организации ярмарки не предупредило «иноземных» фермеров-продавцов, что в период коронавируса, их появление в Карелии с их мёдом, колбасами, рыбой и прочим востребованным товаром не допускается? А узнают гости, в смысле торговые люди, об этом запрете из обращения губернатора Карелии А. Парфенчикова и главы Петрозаводска И. Мирошник, обнародованном 11 октября? А ведь уже как два дня работает ярмарка.
Возникает масса вопросов к подписантам обращения о качестве их управленческих решений.
Сегодня «прикрытую» губернатором ярмарку посетил председатель правительства Карелии Александр Чепик. Ему продемонстрировали, что все замечания Парфенчикова устранены. Организаторы ярмарки просили правительство разрешить им продолжить работу и не выгонять из Петрозаводска гостей, уже привезших свой товар, который народ охотно покупает.
А. Чепик, человек острожный и не самостоятельный, повторил два губернаторских тезиса из его обращения к петрозаводчанам (о необходимости зазвать местных товаропроизводителей на ярмарку и беречься коронавирусной заразы) и отбыл, сообщив на прощанье, что региональный оперативный штаб по коронавирусу всё решит в самое ближайшее время, прямо сегодня.
Скорее всего, торговлю разрешат, если, конечно, власть желает экономического процветания и социального спокойствия в Петрозаводске. Но вопрос остаётся: так Минсельхоз РК и мэрия Петрозаводска имеют какое-то отношение к организации сельскохозяйственной ярмарки?
Анатолий Цыганков