Местный референдум провести в Сортавале было невозможно. Потому что такое законодательство.
Сортавальский городской суд отказал группе горожан, пытавшимся через суд восстановить право регистрации инициативной группы по проведению местного референдума о способе избрания главы города. То есть референдума не будет в Сортавале проводиться. Что, собственно, и ожидалось, имея в виду запутанное федеральное законодательство, регламентирующее проведение плебисцита. Закон так написан, что зарегистрировать инициативную группу нельзя, если против этого возражает региональная власть.
Почему вообще возникла тема проведения референдума? Надо напомнить, что прежнего муниципального образования Сортавальское городское поселение уже не существует. После того как депутаты парламента Карелии поддержали 3 июля инициативу губернатора республики и проголосовали за закон о преобразовании муниципальных образований Сортавальское городское поселение и Хелюльское городское поселение в новое муниципальное образование с прежним наименованием «Сортавальское городское поселение», началась новая история города. А соответственно, потребовалось и формировать новые органы городской власти. В законе, которым регулировалась процедура избрания городского самоуправления, не предусматривались прямые и всеобщие выборы главы города. Данное право передавалось законодателями депутатскому корпусу Сортавальского горсовета, после его избрания. Но, как и требует федеральное законодательство, указывалось, что у горожан имеется право в ходе референдума принять ту форму избрания градоначальника, какую они захотят. Для этого и нужно было проводить референдум, на организацию которого отводился один месяц.
В Сортавале группа граждан объявила, что берётся за проведение плебисцита и 28 июля направила заявление для регистрации своей инициативной группы в Сортавальскую территориальную избирательную комиссию. Последняя ответ дала 5 августа, не зарегистрировав группу, но и не отказав ей в том. Заявление осталось без рассмотрения. Такое решение объяснялось тем, что обращаться с заявлением группа должна была в избирком субъекта Федерации, то есть в Центральную избирательную комиссию Карелии, а не в Сортавальскую территориальную. Представители группы, не соглашаясь с этим, апеллировали к схожей ситуации происходившей в Мурманской области, где подобную же инициативную группу, желавшую провести местный референдум, не зарегистрировали как раз потому что та обратилась в Мурманский областной избиркома, а не в Печенгский территориальный избирком. Сортавальские инициативщики действовали, ориентируясь на печенгскую аналогию. (Хотя мурманская история с референдумом, также, к слову, не состоявшимся, всё же отличалась от сортавальской).
Инициаторы референдума обратились в Сортавальский горсуд, в исковом заявлении требуя, чтобы Сортавальская территориальная комиссия приняла бы к рассмотрению их заявление о формировании инициативной группы. Но иск не был удовлетворён. Суд установил, что люди, бравшиеся за организацию референдума, обратились не по адресу, а, следовательно, сами и виноваты. То есть общегородского голосования о выборе формы избрания главы города Сортавалы не будет. Шанс упущен.
Причём не станем упрекать в том авторов инициативы, поскольку федеральное законодательство, регулирующее организацию местного референдума, написано так криво, что исполнить его крайне сложно, если вообще возможно, особенно когда региональная власть возражает. Не станем погружать вас в завалы юридической мысли, лишь самым общим образом перескажем логику возможных действий участников подготовки референдума.
Заявление о создании инициативной группы её члены действительно должны были писать в Центризбирком Карелии, а не в Сортавальский теризбирком. На республиканский ЦИК ложилась обязанность по регистрации группы; приёму подписей, которые были бы этой группой собраны, если б она была зарегистрирована; формирование избиркома для нового муниципального образования; получение пакета документов от инициативщиков с дальнейшей его передачей в новый территориальный избирком.
Согласно закона, инициативная группа должна была сформулировать вопрос для референдума (что сделать тоже не просто, как то может показаться) и отдать его на проверку в представительный орган городской власти. В какой орган? Ведь уже создано 3 июля новое муниципальное образование. Юридически это установлено, но фактически его ещё не существует, выборы в него назначены на 8 ноября. Пока же нет в природе горсовета нового муниципального образования, так что некуда и референдумный вопрос передать на юридическую оценку. Остаётся в таком разе нести его в Законодательное собрание Карелии (тоже представительный орган, хотя и иного уровня). Уже после этой проверки парламентарии передали бы своё юридическое заключение в Центризбирком Карелии, указав соответствует ли вопрос для референдума законным требованиям к нему.
Только после этого ЦИК РК зарегистрировал бы инициативную группу и её члены пошли бы собирать подписи жителей Сортавалы. Если б удалось заручиться поддержкой не менее трёх процентов от общей численности жителей нового муниципального образования, то их нужно было бы передать в Центризбирком Карелии, а уже он в свою очередь направил их для проверки в Сортавальский избирком.
И вот, уже после того как подтверждена будет законность подписей, установлено будет, что вопрос к референдуму отвечает норме закона, тогда только объявляется проведение собственно самого референдума. Пройти этот путь сортавальская инициативная группа в любом случае не смогла бы, так что судебное решение на взлёте оборвавшее несостоявшийся полёт оппозиции, следует признать гуманным актом, оно (решение) прекратило бессмысленные усилия и мучения авторов плебисцита, оставив им силы и деньги — что не маловажно — для ноябрьских муниципальных выборов. Референдум в принципе невозможно было организовать в Сортавале. Так сложилась конкретная ситуация.
Победила в итоге сторона губернатора, на законных основаниях отменившая в Сортавале прямые и всенародные выборы главы города. Избирать его теперь будут депутаты горсовета. Если, конечно, какого-нибудь чуда не произойдёт и большинство голосов в будущем горсовете не отвоюют оппоненты губернатора, те самые референдумные инициативщики. Но это совершенно уж невозможная история. Чуда не случится. Депутаты Сортавальского горсовета изберут следующего градоначальника и они же, изменив устав города, передадут полномочия городской администрации на районный уровень (не будет у города собственной администрации). Сортавалу вставят в общий унифицированный строй муниципальных образований Карелии. Лучше это будет для жителей города, хуже – сложно сказать. Управленческих противоречий на местном уровне точно меньше станет.
Анатолий Цыганков