
Выборы президента Республики Беларусь, прошедшие 9 августа, завершились переизбранием действующего главы государства Александра Лукашенко на шестой срок (он возглавляет республику начиная с 1994 года). За Лукашенко проголосовали более 80% избирателей, на второй позиции с 10 процентами голосов идёт его основная соперница Светлана Тихановская, ставшая символом оппозиции. Оппозиция результаты выборов не признала и сразу после того как появилась информация о разгромном проигрыше своего кандидата Тихановской попыталась с помощью уличных протестных акций качнуть политическую ситуацию в стране, чтобы попробовать повторить в Белоруссии украинский сценарий 2014 года, когда общими усилиями националистов (правильнее их назвать нацистами), либералов и их западных патронов сначала убедили тогдашнего президента Украины Януковича пойти на переговоры с оппозицией, поделившись с ней властью, и очень скоро, когда это стало возможным, Януковича лишили власти (хорошо ещё, что он успел бежать из страны, иначе бы его убили).
Последующие три дня, начиная с 9 августа, события, происходившие в Минске напоминали набухание «киевского майдана». Уличные столкновения радикально настроенной молодёжи с правоохранительными силами (с властью). Попытка атаковать здания госорганов, строить баррикады. Вмешательство в ситуацию стран Евросоюза, предложивших свои посреднические услуги в переговорах между Лукашенко, победившим на выборах (во что «коллективный Запад» не верит), с одной стороны, и представителями оппозиции — с другой.
Литва, Латвия и Польша разработали для Лукашенко план выхода Белоруссии из политического кризиса. В нём несколько пунктов: прекращение насилия со стороны правоохранительных органов по отношению к участникам протестных акций; освобождение задержанных; начало диалога с представителями гражданского общества. Руководство Литвы предложило свои посреднические услуги в этих переговорах.
Аналогия с Украиной образца 2014 года нынешняя ситуация в Белоруссии значительная, потому от сравнений сложно уклониться. Тогда Польша взяла на себя роль проводника Украины в «европейский рай» и в 2014 году сформулированные странами Евросоюза условия от лица оппозиции были выполнены украинским президентом В. Януковичем. От которого требовали: прекратить насилие (запрет для полиции действовать), освободить арестованных за уличные беспорядки, отозвать закон от 16.01.2014 г. (он был направлен против «евро — и автомайдана», предоставляя большие полномочия президенту по преследованию оппозиции; в конце января 2014 г. «закон о диктатуре» — так его именовали в публичном пространстве — был отменён) и ещё от Януковича потребовали изменить состав его правительства, введя в него представителей оппозиции, на что он дал согласие.

И каков был итог тех договорённостей, к слову, полностью выполненных президентом Януковичем? А вот такой: победивший Киевский майдан (оппозиция пришла к власти), гражданская война в Донбассе (длится по сей день), бежавший с Украины в Россию сверженный президент В. Янукович. И как главная достигнутая цель «организаторов переговоров» — это превращение Украины в ударную антироссийскую военно-политическую силу.
Было бы странным, если б президент Республики Беларусь Александр Лукашенко не вспомнил обо всём этом, когда вновь возник «украинский образ» переговорщиков, обещавших примирить власть с оппозицией, теперь уже в Белоруссии.
Судя по тому, как сейчас разворачиваются события в Белоруссии, Лукашенко оказался осторожнее Януковича (чужой опыт учит). Прибалтийским посулам он не верит, не ищет контактов с «переговорщиками». C руководством Евросоюза пытается говорить примирительно и даже заискивающе (имеем в виду недавнее официальное заявление МИДа Белоруссии).
Прошедшие понедельник со вторником показали, что даже в Минске нет взрывной массы, готовой к развязыванию в Белоруссии гражданской войны. Действия заряженных на силовой конфликт «бойцов» оппозиции были жестоко пресечены правоохранительными органами Белоруссии. Не менее пяти тысяч задержаны и арестованы (в этот замес попало немало мирных граждан, совершенно не желающих повторения Киевского майдана в Минске), что резко сбило агрессивную воинственность улицы. Но одновременно и расширило число противников Лукашенко, которые с изумлением и накипающим гневом наблюдали за действиями милиции и иных сил спецназначения, избивавших ни в чём не повинных граждан, случайных зевак (сотни и сотни примеров тому).
Что будет происходить дальше? Оппозиция уже огласила план своих действий. В Литве, а может и в Польше, будет сформировано белорусское «правительство в изгнании». Возглавит которое, скорее всего, С. Тихановская, проигравшая президентские выборы, но которую оппозиция предлагает считать победившей. За пределами Белоруссии начнут клепать «Фронт национального спасения». Можно не сомневаться, что он получит и международную поддержку, и целевое финансирование. «Коллективный Запад», поддерживая оппозицию, будет настаивать на проведении в Белоруссии новых президентских выборов и готовиться к ним. А. Лукашенко отвергнет навязываемые ему досрочные выборы, выиграть которые ему в нынешних условиях уже проблематично.
Не исключено, что страны Евросоюза введут экономические санкции против Республики Беларусь, объясняя это жестоким преследованием инакомыслящих в Белоруссии (что будет правдой). И противники Лукашенко – как в Белоруссии, так и за её пределами — начнут готовиться к новой президентской избирательной кампании. А правильно сказать, она уже началась.

В затруднительном положении оказывается руководство России. Мы совсем не заинтересованы в развитии политического конфликта в Белоруссии, которую возглавляет легитимный президент А. Лукашенко. Мы строим – многие годы и безрезультатно, правда – с Белоруссией Союзное государство. С юридической точки зрения оно существует, но фактически его как не было, так и нет. Хотя степень экономической интеграции двух наших стран действительно значительная. По идее, мы давно бы могли выйти на уровень полного совмещения политэкономических систем, но от этого уклоняется президент А. Лукашенко. Он желает получать российские ресурсы по «братским» ценам, но не желает вступать в геополитический союз с Россией. Это уже слишком очевидно. И от того поведение руководства России в «белорусском вопросе» двусмысленно и раскоряченно. Россия не может поддерживать прозападную оппозицию в Белоруссии, потому что рискует в таком разе заполучить «вторую Украину» у себя на границе, но и нет никакой практической пользы спасать «режим Лукашенко». А взаимодействовать с народом Белоруссии через голову законной белорусской власти – тоже нельзя. Лукашенко – худой для нас союзник, но других нет. Однако, он всё же не враг. Не бывший украинский президент П. Порошенко, и точно лучше для нас чем действующий украинский президент В. Зеленский. Потому президент России В. Путин должен был поздравить Лукашенко с победой на президентских выборах. Теперь надо думать как выстраивать новую тактику действий. Стратегически союз России с Белоруссией не меняется. Нам надо держаться друга за друга в нынешнем агрессивном мире.
Если Евросоюз и США — правда, Америке, стоящей накануне собственных президентских выборов, сейчас совершенно не до европейских мельтешений — станут подталкивать белорусское «правительство в изгнании» к активным действиям, то России придётся помогать Лукашенко, имея в виду собственные геополитические интересы. Но если Лукашенко продолжит прежнюю линию на показательное дистанцирование от России, то рискует, что не досидит до конца шестого президентского срока, и вовсе не потому что Россия станет вмешиваться во внутреннюю жизнь Белоруссии, а как раз потому что не будет вмешиваться и тоже дистанцируется, выглядывая для себя новых партнёров в Минске. Насильно, ведь мил не будешь.
Главный ход сейчас должен сделать президент Белоруссии Александр Лукашенко. Президент России уже продемонстрировал, что верен союзническим отношениям.
Анатолий Цыганков