До сегодняшнего дня выборы депутатов в Сортавальский городской совет протекали довольно спокойно. А сегодня у кого-то из организаторов избирательной кампании явно сдали нервы и анонимы (личности их устанавливаются полицией) обрушились на избирателей предвыборной газетой, прочтение которой даёт понимание, что авторы атакуют партию «Справедливая Россия» и, соответственно, её кандидатов в депутаты горсовета. На четырёх полосах специального выпуска районной газеты «Вести Приладожья» разоблачается действующий глава Сортавальского городского поселения Сергей Крупин. Не станем пересказывать публикации, а тем более защищать главу города, поскольку изложенные в газете подлинные документы не читали и не рискнём говорить, что в публикациях правда, а что ложь. Пусть сам глава города Крупин разбирается в суде с издателями и авторами «Вестей Приладожья». Нас в данном случае интересует только предвыборный аспект конфликтной истории.
Редакция газеты, не указав на каких условиях публикует агитационные материалы, разоблачает на одной из газетных полос кандидатов в депутаты, представляющих на выборах в горсовет партию «Справедливая Россия». Опять же оговоримся, пусть сами кандидаты выясняют отношения с редакцией, мы лишь констатируем факт незаконности публикации. Агитационный материал критического характера вполне допустим в газете, но следовало указать, кто оплатил публикацию, то есть заказчик обязан был сообщить из чьего избирательного фонда оплачивалась статья, в которой рассказываются подробности личной жизни кандидатов в депутаты. В принципе, если факты, изложенные в публикации соответствуют действительности, то к ней и не было бы претензий, но при двух условиях. Во-первых, следовало указать фамилию заказчика публикации (кандидата в депутаты) и, во-вторых, исполнить требование закона к редакции — соблюдать равенство предоставления всем участникам избирательного процесса равной возможности изложить свою позицию на страницах той же самой газеты.
Редакция газеты «Вести Приладожья» оба требования закона нарушила и должна теперь быть за это наказана. Но не будет наказана. Почему? С этого момента начинается самое интересное.
Редакция газеты «Вести Приладожья» специального выпуска, о котором мы говорим, не издавала. То есть, кто-то под видом этой газеты сварганил «чернушный» предвыборный проект. По крайней мере, поговорив по телефону с главным редактором газеты «Вести Приладожья» Николаем Федюнцевым, мы услышали от него, что он сам в полном недоумении, так как никакого спецвыпуска редакция не издавала. Он сказал, что как раз сейчас пишет заявление в полицию и просит разобраться кто под видом реальной газеты выпустил в свет подложную, указав в ней реквизиты районной газеты «Вести Приладожья», учредителем которой является В. Великодворский.
Иначе говоря, перед нами образчик «чёрного пиара». Нельзя сказать, что это какая-то совершенно уж уникальная ситуация для Карелии. Время от времени, точнее от одной избирательной кампании к другой, подобные фальшивые газеты, имитирующие формат, цвет и прочие внешние атрибуты и признаки реальных периодических изданий, появлялись во время выборов в Карелии. Все они всегда заполнены были клеветническими агитационным материалами и цель их была всегда одна — успеть накануне дня голосования вбросить сведения, дискредитирующие кандидатов-конкурентов, чтобы те не успели до дня голосования «отмыться». То есть, грязевой информационный выплеск предназначен для разового шокирующего избирателей потребления. Расчёт в таких случаях всегда делается на психологический эффект. Поскольку у обычного человека (избирателя) нет ни времени, ни возможности, да и желания, скажем честно, разбираться в ситуации (что из написанного в газете/листовке правда, а что враньё) и потому почти всегда реакция читателя на печатное слово — любопытство и доверие к прочитанному, пусть и с долей сомнения (но всё же: нет дыма без огня, ведь так, думает он). А пока люди разберутся, глядь, уже и проголосовали они.
Дальнейшие же выяснения отношений между редакцией и пострадавшими кандидатами никого кроме самих участников судебных процессов интересовать не будут. Исполнитель своё дело сделал — конкурентов уничтожил (в смысле, не пропустил во власть), гонорар свой отработал и получил, и исчез восвояси. Заказчика, как правило, никогда не находят. Особенно, если он имеет отношение к партии власти.
Все силовики будут добросовестно работать, а через полгода история позабудется.
Однако в нынешней предвыборной провокации неожиданно возникает странный поворот. Представьте себе, некая группа анонимных авторов и издателей подложной газеты «Вести Приладожья» имеет доступ к документам проверки, которую проводили правительство Карелии и другие государственные контролирующие органы. Материалы проверки изобличают главу Сортавальской городской администрации С. Крупина. Если всё написанное в подложной газете соответствует действительности, то будущее Крупина не завидно. Но тут интереснее другое – как эти служебные документы попали в руки подпольной редакции, работающей явно против конкурентов партии власти? Если источник информации находится в правительстве Парфенчикова (отсюда передаются «подпольщикам» официальные документы), то нечаянно косвенный удар наносится по самому губернатору Артуру Парфенчикову, который в данный момент находится в судебном процессе с главой Сортавалы С. Крупиным, добиваясь его принудительного отстранения от занимаемой должности. Парфенчиков – истец, а Крупин – ответчик.
Конспирологическая логика прямо ведёт следователей, ищущих издателей подложной газеты «Вести Приладожья», из «редакционного подполья» в кабинеты республиканской власти (или наоборот). Кто-то «удружил» Парфенчикову. Теперь самая правдивая и объективная информация относительно фигуранта судебного дела Крупина, обнародованная в фальшивой, «чернушной» лже-газете «Вести Приладожья», будет восприниматься жителями Сортавалы, как минимум, с недоверием. Зачем такое было делать накануне суда Парфенчикова против Крупина? Или ситуационная предвыборная целесообразность важнее? Зря организаторы предвыборной кампании, борющиеся с эсерами, втравили Парфенчикова в дурно пахнущую историю с «чернушной» газетой.
Крепко закручивается сюжет, уже выходящий за рамки избирательной кампании.
Анатолий Цыганков