
Вышла в свет книга «Загадки Сандармоха». Возможно, на какие-то исторические загадки теперь найдутся ответы.
О лесном урочище Сандармох, которое находится в Медвежьегорском районе, многие в Карелии наслышаны. Здесь во второй половине 1930-х годов были расстреляны тысячи людей, попавшие в лагеря НКВД. Это место памяти о политических репрессиях, о жертвах террора 1937-1938 годов.
В исторических исследованиях, связанных с Сандармохой, чем объективнее авторы, тем больше тайн открывается, и прежняя плоская, если не примитивная версия советской истории, многие годы навязываемая гражданам членами общества «Мемориал», начинает существенно уточняться, меняя понимание событий, связанных с местом массовых расстрелов советских граждан. Картина становится более объективной. Никто не оспаривает факта, что Сандармохи стали местом упокоения нескольких тысяч человек, ставших жертвами политического террора в СССР. Но после этого утверждения точку уже ставить нельзя, а скорее требуется использовать отточие…
Сейчас выясняется, что авторы из общества «Мемориал», разоблачавшие сталинский террор, сильно преувеличивали численность захороненных в Сандармохе. Понятно, у них было желание своей статистикой заклеймить эпоху Сталина. И им это удалось сделать. Однако теперь их историческая неправда (выразимся мягко) по самим же «мемориальцам» и бьёт. Как достоверно известно сейчас, не 10 тысяч убитых захоронены в коллективных могилах в Сандармохе, и даже не 6 тысяч (пока на этой позиции держатся «мемориальцы»), а меньше раза в два. По оценке председателя правления общественной организации «Поисковые отряды «Эстафета поколений» Ильи Герасёва, максимально в Сандармохе могут лежать в земле 2,5 тысячи расстрелянных человек. Тоже страшная цифра.
Вторая правда вылезшая наружу — не все политические жертвы, а то что они «политические», это правда, — невинные жертвы, и безвинно расстреляны. Среди 2,5 тысяч лежащих в сандармохской земле немало басмачей, петлюровцев и прочих активных врагов Советской власти, которые точно так же убивали своих врагов, как те их. По просторам СССР немало подобных не найденных сандармох хранят свои страшные тайны о массовых расстрелах, но уже сторонников советской власти.
И, наконец, теперь всё больше понятна изначальная политическая заданность исследователей от «Мемориала», которые не правды исторической искали (точнее не только её), а имели целью сформировать искажённые образы прошлого, не позволяя никому ими установленные исторические клише подвергать сомнению. Прежде написать то, что я сейчас пищу, означало бы быть заклеймённым «сталинистом». Но теперь этот пропагандистский субъективизм истаивает. И история требует исторических оценок, а не политических.
Книга «Загадки Сандармоха», написанная двумя авторами, доктором исторических наук, профессором Сергеем Веригиным и журналистом, главным редактором журнала «Carelia» Армасом Машиным, ещё одну запретную прежде тему поднимает. Совершенно уж анти-«мемориальскую».
Сергей Веригин и его коллега Юрий Килин (тоже доктор исторических наук) рассматривают версию о том, что в урочище Сандармох в коллективных могилах лежат останки не только жертв сталинских репрессий, но и военно-политические жертвы армии Финляндии, оккупировавшей в годы Великой Отечественной войны значительную часть Карелии, и в том числе их оккупационные армейские части и организованные ими же концентрационные лагеря для советских военнопленных находились в Медвежьегорском районе. И есть основание предполагать, что финны, хоронили в Сандармохе советских солдат умерших, расстрелянных в финских концлагерях, расположенных в Медвежьегорском районе.
Это именно историческая гипотеза, которая сейчас проверяется Российским военно-историческим обществом, для чего прошли уже два полевых сезона. Какие выводы по их итогам будут сделаны, говорить рано, но «Мемориал» и медийные издания сопровождающие его общественно-политическую деятельность, уже катком «разоблачений» прошлись по военным историкам. Надо сказать, талантливо и изощрённо «расстреливая» своими репортажами, историков усомнившихся в «мемориальской» «правде» о Сандармохе. Тут тоже война идёт (слово можно не закавычивать), но уже информационная. Чему мы все являемся свидетелями, а кто-то уже и жертвами, не щадят журналисты-«мемориальцы» научных авторитетов Веригина и Килина. И лишь за то их травят в своих СМИ, что те предположили — и на то у них есть основания, — что в расстрельных ямах в Сандармохе могут быть захоронены не только останки жертв сталинских репрессий, но и красноармейцев, умерших от голода и болезней, расстрелянных в финских концлагерях, которые находились в годы Великой Отечественной войны на территории Медвежьегорского района.
Самого факта существования финских концентрационных лагерей под Медвежьегорском оспорить невозможно. Эти исторические сведения отложились и в архивах Финляндии тоже, а не только в архивах СССР/России. Как бессмысленно отрицать гибель советских военнопленных в финских концлагерях (по разным причинам — голод, болезни, расстрелы за неповиновение). Где хоронили умерших и расстрелянных красноармейцев?
В общем, гипотеза Веригина и Килина вполне рабочая и её надо проверить. Никто при этом не ставит под сомнение другой исторический факт – сталинские репрессии, которые также имеют свою жуткую отметину в Сандармохе. Как, возможно, и финские репрессии в годы войны на территории Медвежьегорского района.
Тут оговоримся, концентрационные лагеря для военнопленных и гражданского населения находились не только в одном Медвежьегорском районе. Финская армия создала их не менее сотни на всей оккупированной ими советской территории. Тема «финских Сандармох» ещё не изучалась всерьёз историками. К ней только подступают российские исследователи и уже такой вой вселенский несётся, в данном случае почему-то обществом «Мемориал» транслируемый.

Книга «Загадки Сандармоха» состоит из двух частей. В первой даётся исторический обзор событий (автор – Сергей Веригин), связанный с новым прочтением военной истории урочища Сандармох. Второй раздел, подготовленный журналистом Армасом Машиным, излагает общественную дискуссию в СМИ, участники которой каждый своё видение исторических событий предлагает. Поскольку наибольшее число интерпретаторов обнаруживается в лагере «либеральных» СМИ, то авторам этих публикаций более всего и уделяется места в обзоре А. Машина.
Книга первоначально была выпущена на финском языке в июне прошлого года (издатель её известный в Финляндии общественный деятель и правозащитник Йохан Бекман), а к декабрю вышла в свет её русская редакция. Надо сказать, что в Финляндии книга была замечена историками и журналистами, поскольку до сих пор финские читатели «кормились» информацией одного порядка (а-ля «Мемориал»), а теперь кто желает услышать разные точки зрения должны остаться довольными. Веригин, Килин и присоединившийся к ним Машин взломали глухую русофобскую интерпретацию истории Сандармох и это должно пойти на пользу объективным историкам и вдумчивым читателям. Финны теперь смогут познакомиться с историей без посреднических услуг «Мемориала», адептам которого в самой России всё меньше веры.
Содержание книги на финском и русском языках — одинаковое, никаких купюр в тексте нет. Хотя в разговоре со мной Армас Машин уточнил, что поскольку русский тираж выходил чуть позже, то он вторую часть, в которой делает обзор медиа, дополнил некоторыми сюжетами, так как они развивались и было бы неправильным их не заметить.
Русский тираж книги «Загадки Сандармоха» уже в Петрозаводске и те любители истории, кто 29 января придут на презентацию книги, смогут получить её от авторов. Разумеется, не все, поскольку тираж книги весьма скромен. Презентация состоится в читальном зале научной библиотеки Петрозаводского университета в 17.00 (это в главном корпусе университета, пр. Ленина, д. 33). Дискуссия обещает быть интересной.
Анатолий Цыганков
На фото — Армас Машин, один из авторов книги «Загадки Сандармоха».