Парламентские слушания бюджета на 2020-2022 годы, прошедшие на прошлой неделе в Совете Федерации, выявили массу проблем, не позволяющих нормально развиваться регионам. Из выступлений руководителей субъектов Федерации, прозвучавших в ходе слушаний, напрашивается нехитрая мысль, что профицит государственного бюджета страны, которым гордится финансовый блок правительства России, объяснить можно тем, что федеральный центр экономит на регионах. Сложилась небезопасная практика, когда с трудом справляющиеся с исполнением собственных полномочий регионы, вынуждены ещё часть своих доходов направлять на реализацию федеральных проектов, типа повышения зарплат бюджетникам, согласно «майским указам» президента России, или брать на себя дополнительное финансирование национальных проектов.
Как сказал на заседании в Совфеде губернатор Новгородской области Андрей Никитин, не самая богатая область вынуждена в текущем году направить на финансирование нацпроектов собственные 587 млн рублей, которые недодало области федеральное правительство. О несоблюдении федеральными министерствами правил софинансирования нацпроектов, установленных самим же правительством России, говорил и губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Спикер Законодательного собрания Карелии Элиссан Шандалович также не стал скрывать, что Минфин не в полном объёме финансирует национальные проекты и критически прошёлся по так называемому выравниванию бюджетной обеспеченности регионов. Предполагается, что такой механизм денежной поддержки регионов улучшает их финансовое состояние, а происходит обратное. По крайне мере, так произошло в Карелии. По оценке, которую представил Э. Шандалович во время своего выступления в Совете федерации — и понятно цифры эти подтверждены Минфином РК — в результате «выравнивания» Карелия потеряла порядка 15 миллиардов рублей. На эту сумму стали беднее жители республики.
Исполнение национальных проектов идёт со скрипом в России. Как сообщила спикер Совфеда Валентина Матвиенко, на первые числа октября исполнение расходов на нацпроекты составило около 52%. Хуже всего обстоят дела с исполнением расходов на нацпроекты «Цифровая экономика» (только 13% средств освоено) и «Экология» (17,3%). А завершение года уже не за горами.