
Кому удалось без последствий для себя послать президента России В. Путина?
Партконференция республиканского отделения «Единой России» вызвана была необходимостью переизбрания руководящего состава партийной организации. На прошедшем в декабре прошлого года XVIII съезде партии «Единая Россия» произошло обновление устава, в том числе в преамбуле устава сформулированы были идеологические ценности партии, и все региональные организации должны были обновить свой руководящий состав, по крайней мере, так, видимо, задумывалось – обновить. Поэтому конференция была хотя и не отчётно-выборная, но думалось, что какой-то анализ деятельности местных отделений партии будет предложен на обсуждение делегатов. Но, судя по сценарию партконференции, стояла лишь задача переназначить руководящий состав КРО «Единая Россия», не погружаясь в «идеологические ценности» партии власти.
На должность секретаря регионального отделения выдвинуты были двое кандидатов: нынешний её руководитель Элиссан Шандалович и руководитель Пудожского местного отделения Андрей Ладыгин. Мало кто заранее не понимал, что выиграет конкуренцию спикер парламента Э. Шандалович и сами выборы были чистейшей воды игрой в поддавки. А. Ладыгин постарался уклониться от оценки ситуации, когда я спросил его — понимает ли он, что участвует в имитационных выборах, где его роль мало привлекательна? На что он правильно ответил: а что ж, мол, тут поделаешь, устав партии требует конкурентных выборов, кому-то надо было обозначить соперничество. Он согласился.
Результат голосования был ожидаемым: за Шандаловича — 55 делегатов, из 58 принявших участие в выборах секретаря республиканского отделения, и трое отдали свои голоса Ладыгину (не исключено, это были представители пудожской партийной делегации, в знак солидарности поддержавшие своего секретаря). Точно также галопом переизбирали состав политсовета (25 человек) и его президиум (11 чел.). Обсуждения кандидатур, внесённых в бюллетень для голосования, не происходило. Первых избрали в ходе открытого голосования, вторых – тайно. При этом делегатам не было предложено внести свои предложения в фамильный список кандидатов в члены политсовета (предварительно сформированный на заседании уходящего состава политсовета), предлагалось лишь проголосовать за него. Ровно то же самое произошло и с персональным составом президиума. Здесь разве что некоторая организационная путаница возникла, когда по ошибке чуть было не предложили голосование за каждого члена президиума в отдельности, что, по идее, предполагало тогда и обсуждение их включения в список для голосования. Но организаторы конференции эту промашку быстро исправили, объявив, что голосование проходить будет сразу за весь список целиком, соответственно 12-й, 13-й и последующие соискатели в нём не предусматривались. Иначе говоря, делегатов поставили в безвыходную ситуацию. Тех кто пожелал бы возразить против такого директивного голосования, в зале не обнаружилось. Чего, действительно, высовываться, если уже всё решено партийным начальством?!
Можно сказать, полное единодушие продемонстрировали делегаты, после объявленного «обновления» партии на декабрьском съезде, проведя республиканскую партконференцию в привычном для карельских «единороссов» ключе.
Хотя партийная дискуссия и необходима была бы. Авторитет партии «Единая Россия» в последний год неумолимо снижается в стране. Это — факт, который подтверждается не только социологическими опросами (доверие к «ЕР» в России на уровне 33-35%), но и результатами избирательных кампаний. На республиканской партконференции об этом вспомнили мимоходом, оговорившись, что к Карелии эта критическая оценка не относится, поскольку все последние выборы в органы местного самоуправления – других избирательных кампаний в Карелии не проходило – свидетельствуют о полной победе на них кандидатов в депутаты и на должности глав поселений, выдвинутых «Единой Россией». Об этом Э. Шандалович говорил и это действительно так.
Результаты выборов в органы местного самоуправления — отличные для «Единой России» в Карелии, но объяснять это авторитетом парторганизации, как минимум, наивно. Два фактора срабатывают в пользу партии власти: первый, это то, что она в самом деле власть в республике (особенно в районах), и административный ресурс на выборах использует без стеснения, и второй фактор – невероятная пассивность на выборах в органы местного самоуправления даже парламентских партий, не говоря уж о других. Собственно, партия «Единая Россия» борется даже не с политическими конкурентами, а с пассивностью избирателей, из кампании в кампанию цементируя свою правящую однопартийность.
Это полная правда, что «единороссы» тотально овладели властными полномочиями и на местном, и региональном уровне. Но именно данное обстоятельство теперь становится источником социальных противоречий, когда партия власти своими решениями демонстрирует отчуждение от интересов большинства населения. Власть сосредоточена в одних руках. Действия этой власти не решают проблем граждан страны. И объект враждебного отношения становится всё более очевидным для граждан. И это уже не чисто партийная проблема «Единой России» — если б так оно было, то можно бы и не переживать, — но зреет анти-элитный гнев граждан России, вообще против власти. Только этим можно объяснить уникальные случаи, когда на губернаторских выборах избиратели готовы голосовать за кого угодно, лишь бы не за кандидатов от партии власти. И это создаёт не просто поведенческую неопределённость больших масс граждан (за чёрта лысого готовы проголосовать, но только не за очередного «единороссовского» назначенца в губернаторы), но и отчуждённость от коренных интересов государства.
Об этом пытался говорить на партконференции делегат Николай Макаров (гендиректор компании «Карелстроймеханизация», бывший депутат парламента Карелии), однако тревожность его выступления вообще не была услышана соратниками. Н. Макаров верно констатировал, что в обществе растёт скепсис в отношении партии власти, принимаемые на федеральном уровне решения только ухудшают состояние дел в экономике. Всем очевидно, сказал он, что майские указы президента России провалены. На 60 процентов они не выполнены, неожиданно резко заявил Макаров, использовав образное сравнение, что Путина, мол, с его указами послали. Кто так осмелел, он не произнёс вслух, но из контекста его выступления можно было понять, что о правительстве России речь ведётся. С сегодняшними налоговыми и финансовыми установками бессмысленно ожидать экономического рывка в стране, что декларирует Путин, рисуя планы развития, объяснял делегатам конференции Н. Макаров. Потому что вместо пятипроцентного экономического роста правительство в России в лучшем варианте способно дать полтора-два процента. Так что нет оснований для оптимистических прогнозов, убеждён Макаров, замечу, хорошо разбирающийся как минимум в своей строительной отрасли. И эти очевидные проблемы надо бы делать темой для общепартийной дискуссии, рассуждал он с трибуны конференции.
После Николая Макарова никто больше из делегатов к этой тревожной теме не вернулся.
Если все региональные организации «Единой России» находятся в таком же летаргическом сне как в Карелии, то социальных потрясений в стране точно в перспективе не избежать. Партия власти доведёт-таки народ до политического взрыва, потому как овладев властью (а это совершенная правда, «Единая Россия» — правящая сегодня в России партия), она не решает социальных проблем широких масс населения, и, что уж совсем удивительно, даже не желает их обсуждать. Никого не спасал ещё статус «правящей партии». В Конституции СССР, кто забыл, данный статус был даже юридически закреплён за КПСС: она являлась правящей и направляющей политической силой. И где теперь эта сила? И где прежняя страна Союза советских социалистических республик? Всё очень серьёзно и от того втройне печально, что главной темой региональной партконференции стала игра в поддавки при распределении партийных портфелей. Ради чего цепляться за статусные посты в партийно-государственной системе?
Анатолий Цыганков