Ручное или электронное голосование: что лучше?
Процедуры голосования на выборах по большей мере консервативны, десятилетиями используются для того бюллетени с фамилиями кандидатов и ящики для голосования. Когда голосование завершается и избирательные участки закрываются, то начинается подсчёт избирательных бюллетеней. Те же самые члены участковых избиркомов, которые уже по 10-14 часов отработали, приступают к подсчёту бюллетеней. Ручной счёт — дело долгое и требующее внимания, чтобы не перепутать случайно в какую стопку положить бюллетень с фамилией кандидата. Риск ошибиться всегда есть, и хорошо, если он случайный. Потому как «человеческий фактор» может ведь быть и небескорыстным, когда результаты голосования переписываются и намеренно искажаются итоговые протоколы. Потому появление электронных комплексов обработки избирательных бюллетеней воспринималось как благо. Ускорялась процедура подсчёта голосов и становилось затруднительно вмешиваться в машинную процедуру счёта бюллетеней.
Комплексы обработки избирательных бюллетеней решают три задачи:
сокращают время для подведения итогов,
минимизируют «человеческий фактор» при подсчёте голосов,
повышают доверие граждан к избирательному процессу.
Впервые комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) были применены в России на выборах в 2003 году, когда на 22 избирательных участках Москвы и Санкт-Петербурга их опробовали. В Карелии впервые с помощью КОИБов проводились выборы депутатов Петрозаводского горсовета в марте 2011 года. 46 комплексов были установлены тогда на столичных избирательных участках (всего в городе 121 участок, то есть более чем на трети применялись тогда КОИБы, а если говорить точнее на 38%). В том же году, но в декабре, проводились выборы в Госдуму и Законодательное собрание Карелии. Процент применения КОИБов был ниже: на 495 участковых избирательных комиссиях работали с помощью 30 электронных комплексов (6%). И с 2016 г. на каждых федеральных и республиканских выборах используются по 86 КОИБов. При этом если избирательные кампании – локальные (муниципальные), когда проводятся довыборы или повторные выборы, то чаще всего участковые комиссии стопроцентно обеспечены КОИБами.
Голосование в Карелии с помощью КОИБов
Уровень выборов | Дата голосования | Количество уик | Количество
уик с КОИБ |
Депутаты Петросовета | 13.03.2011 г. | 121 | 46 |
Депутаты Госдумы РФ | 04.12.2011 г. | 495 | 30 |
Депутаты ЗС РК | 04.12.2011 г. | 495 | 30 |
Президент России | 04.03.2012 г. | 486 | 30 |
Глава Петрозаводска | 06.09.2013 г. | 123 | 30 |
Депутаты Госдумы РФ | 18.09.2016 г. | 469 | 86 |
Депутаты Петросовета | 18.09.2016 г. | 126 | 81 |
Глава Карелии | 10.09.2017 г. | 468 | 86 |
Президент России | 18.03.2018 г. | 470 | 86 |
Технические сбои в работе комплексов случаются, конечно. По статистике на каждую федеральную/региональную избирательную кампанию не более пяти эпизодов приходится, когда возникают нештатные ситуации: где-то произойдёт наматывание бюллетеня на вал протяжного механизма, где-то замятие бюллетеня обнаружится или редко, но такое тоже бывает, что уже ушедший в сканер КОИБа бюллетень, вдруг возвращается назад. Но это именно всё технические сбои, редкие и быстро исправляемые, на общую картину голосования они совершенно не влияют.
За всю историю применения КОИБов в Карелии лишь один спорный эпизод с ними возник. Чуть подробнее остановимся на нём.
В сентябре 2017 г. в Карелии избирали главу республики. Незадолго до дня голосования, когда бюллетени с фамилиями кандидатов в губернаторы уже были отпечатаны, трое из них вдруг объявили, что снимаются с выборов (всё происходило в рамках законных процедур, они имели на то право). На основании личных заявлений кандидатов Центризбирком Карелии 31 августа 2017 г. аннулировал их регистрацию, постановив, что фамилии, отказавшихся от участия в губернаторских выборах кандидатов, будут вычеркнуты из бюллетеней для голосования.
Кандидат в губернаторы Ирина Петеляева усомнилась, что после произошедшего КОИБы смогут корректно учитывать результаты голосования, поскольку в бюллетенях уже имеются графические изменения (фамилии выбывших кандидатов вычеркнуты). Чтобы снять подозрения, ЦИК Карелии провёл 7 сентября для журналистов и членов предвыборных штабов демонстрацию работы КОИБов, предложив собравшимся попытаться обмануть машину, какие угодно изменения внося в бюллетени для голосования. Кто-то из участников эксперимента вычёркивал одну или две фамилии кандидатов, кто-то ставил в графах для голосования еле заметные точки или рисовал линии, кто-то одновременно за нескольких кандидатов голосовал. В общем фантазировали как могли, и во всех случаях машина обнаруживала нарушения, извещая об этом участников эксперимента. Однако кандидата И. Петеляеву и её представителей такое не убедило и она продолжала настаивать на контрольном пересчёте бюллетеней в день голосования 10 сентября.
Её заявление с просьбой о ручном пересчёте бюллетеней 3 сентября поступило в Центризбирком России. Такая возможность предусмотрена законодательством о выборах, но решение должно было приниматься именно ЦИКом России. 6 сентября в ходе видеоконференции, к участию в которой приглашалась и кандидат Петеляева (но не пришла), Центризбирком России принял решение о том, что на пяти процентах участковых избирательных комиссий Карелии будет осуществлён ручной пересчёт бюллетеней.
Из 460 тысяч избирательных бюллетеней, изготовленных для губернаторских выборов, 130 тысяч предназначались для голосования с применением комплексов обработки избирательных бюллетеней. 82 комплекса размещались в г. Петрозаводске (123 тысячи бюллетеней они должны были обработать) и четыре в г. Суоярви (на 7 тысяч бюллетеней). Для контрольной проверки выбрали даже больше требуемых по закону пяти процентов КОИБов. В Петрозаводске методом случайного подбора решили перепроверить шесть комплексов (по три на каждом из двух территориальных избиркомов). Присутствовали при этом и члены избирательных комиссий, и сотрудники предвыборных штабов, и сами кандидаты (кто пожелал), и журналисты, и общественные наблюдатели. Результаты ручного пересчёта – пришлось заново осмотреть 3382 бюллетеня — полностью совпали с теми, что фиксировались при электронном учёте голосов КОИБами. Таким образом, подозрение было снято.
Ещё раз повторимся, описанный эпизод был единственным за всё время, сколько применялись КОИБы в Карелии.
Сейчас похожая история разворачивается в Приморском крае, где по заявлению представителей движения в защиту прав избирателей «Голос» Центральная избирательная комиссия России рекомендовала краевому избиркому провести пересчёт бюллетеней на 47 избирательных участках, попавших под подозрение «Голоса».
В Приморье 16 декабря завершились губернаторские выборы, победил на которых Олег Кожемяко, за него проголосовали 420 тысяч 730 избирателей, или 61,9%. Даже если допустить, что результаты на всех 47 участковых комиссиях придётся аннулировать в г. Владивостоке, то это никак не изменит итогов голосования. Из победного результата Кожемяко вычтется лишь на 0,65% голосов. Однако возникшее подозрение, лучше снять, проведя для того контрольный ручной пересчёт. Тем более что прошедшие в сентябре 2018 г. губернаторские выборы в Приморье заставляют сомневаться в законопослушании членов здешних избиркомов, почему, собственно, и пришлось проводить повторные выборы в декабре. Из-за массовых фальсификаций с первого раза определить победителя не удалось.
Анатолий Цыганков