Члены Общественной палаты Карелии обсудили планы своей работы с главой республики А. Парфенчиковым
Это была первая встреча главы республики Артура Парфенчикова с членами третьего созыва Общественной палаты Карелии. Чуть запоздалая по времени, поскольку вновь избранный состав палаты действует с середины июня нынешнего года, но предыдущие переносы разговора общественников с губернатором объяснялись срочными командировками последнего. А разговор нужен был, чтобы сформулировать ожидания от взаимодействия Общественной палаты с высшим должностным лицом республики, от позиции которого многое и в общественно-государственных отношениях зависит. Потому сразу скажем об итоге разговора – контакт есть, как и обоюдное понимание текущей ситуации и накопившихся проблем, а значит, рабочие отношения сложатся.
Председатель Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова в самом сжатом виде представила новый состав палаты, рассказав о работе предыдущего, второго, созыва (принцип преемственности обязателен) и о планах, которые новые члены палаты ставят перед собой. Задач много, конечно, и они разные, но если сущностный смысл Общественной палаты РК иметь в виду, то и прежние её члены, и нынешние нацелены на создание условий для работы общественных организаций и на фокусировании внимания органов власти на наиболее кричащих проблемах граждан.
Первая задача по сути – инфраструктурная, когда требуется, используя разные инструменты, содействовать гражданскому просвещению. Как некоммерческой общественной организации написать грантовую заявку, чтобы выиграть в конкурсе? Как организовать мероприятие, чтобы оно имело хорошее информационное сопровождение? Как находить партнёров для совместной общественной работы? Десятки подобных вопросов можно обсудить на обучающих семинарах, чем всегда и занимались члены Общественной палаты РК. Наверное и потому тоже год от года общественники Карелии усиливают свою роль в качестве социальных инвесторов. Надо понимать, что каждый выигранный грант, особенно если речь идёт о президентских конкурсах с огромными суммами государственной поддержки общественных проектов, приносит в Карелию реально большие деньги, благодаря которым решаются многие социальные задачи (они же и проблемы). Потому справедливо выигранные гранты именовать инвестициями в социальную сферу Карелии, а некоммерческие общественные организации (НКО), выигравшие гранты, называть инвесторами.
Л. Кулакова напомнила, что в прошлом году общественные организации привлекли в республику 56 миллионов рублей на реализацию 43 проектов, а в этом 51 НКО 85 миллионов рублей выиграли. Было бы большим преувеличением говорить, что это благодаря консультациям экспертов Общественной палаты РК произошло, но точно в какой-то мере и усилия палаты в этом успехе имеются, потому как обучающие семинары для НКО, проводимые палатой и её партнёрами, пошли впрок. А организаторами их выступали и органы госвласти, представленные министерством по национальной и региональной политике Карелии, и московские коллеги из Общественной палаты России, и опытные эксперты карельских НКО. Все, что называется, руку приложили, и как следствие – отличный результат.
А. Парфенчиков, развивая эту мысль, высказал соображение, что надо руководителей лучших общественных проектов, из числа тех, что уже выиграли гранты, привлекать в качестве экспертов, пусть делятся знаниями. Как не мешает и помогать им, например, информационно сопровождать их деятельность, чтобы их удачами и успехами вдохновлять других, кто готов похожей общественной деятельностью заняться, но по разным причинам не решается пока двинуться в эту неизведанную сторону.
Одним словом, чем больше мы помогаем друг другу, тем лучше наш общий, республиканский, результат. Как раз понимания того, что кооперация в деятельности НКО всех усиливает, порой не всегда хватает руководителям НКО. А ведь от такого взаимодействия могут рождаться уникальные проекты, которые даже больше понравятся распорядителям грантов. Хотя это не значит, что конкуренция исчезает. Нет, конечно. Побеждают оригинальные проекты и имеющие наибольшую общественную значимость. Но Общественная палата Карелии вместе с партнёрами готова всех снабжать знаниями. А дальше уж как у кого получится.
Если говорить об инфраструктуре для НКО, то справедливо напомнить и о пользе солидарной деятельности общественников на уровне муниципалитетов. Самим НКО, работающим в районах, выгодно сформировать собственные институты общественного самоуправления на уровне районов. Что-то навроде республиканской Общественной палаты, но на муниципальном уровне. Эти общественные совета или палаты, назвать их можно как угодно, с одной стороны смогут заявлять общую позицию по важнейшим проблемам своих территорий, выступая стороной переговоров для органов местной власти от лица общества, а с другой — выступать в роли уполномоченных НКО своих районов на республиканском уровне. Последнее, кстати, поможет преодолевать отчуждение между НКО как внутри районов, так и на межрайонном уровне.
Губернатор Парфенчиков, выслушав это, оптимистично предположил, что не должно возникнуть никаких проблем с созданием в районах подобных формирований, заодно заметив, что правительственные кураторы районов должны быть заинтересованы в такой общественной самоорганизации, так как появляется дополнительный институт взаимодействия с муниципалитетами и качественный канал информационной связи с гражданами. Министр по национальной и региональной политике Сергей Киселёв, откликаясь на эту тему, напомнил, что подобные общественные советы уже существуют, правда, нацелены они только на одну тему — на гармонизацию межнациональных отношений, и уточнил сразу, что на этой организационной основе можно общественные муниципальные палаты формировать, расширяя для этого круг участников и ставя новые задачи.
О похожем тематическом расширении говорил и член Общественной палаты Геннадий Мазов, предлагая не ограничивать тематику республиканских грантов, в частности, губернаторского, только национальными темами, как то сейчас есть. Возражений против чего у Парфенчикова не было. Мазов предложил также больше информации о работе Общественной палаты Карелии на районом уровне распространять (говорил конкретно о пользе информационных стендов, размещаемых в помещениях местных администраций), заодно высказав небесспорную мысль обязать редакции СМИ (о телевидении речь вёл) на регулярной основе готовить репортажи об успешных практиках НКО. Такое возможно, конечно, правда, если сами редакции того пожелают. Посторонним лицам, даже облечённым государственными полномочиями, запрещается вмешиваться в редакционную политику СМИ, повторимся, закон запрещает это делать. Так что тут «трудовая повинность» скорее во вред делу пойдёт. Хотя взаимодействие со СМИ более чем возможно, поскольку мало какая редакция откажется от хорошей темы, но ею нужно заинтересовать редакцию.
Со СМИ с участием госорганов, кто бюджетные деньги получает на своё существование, быстрее можно найти общий язык. Но и тут надо помнить, что принуждение убивает творчество, а скучные телесюжеты и занудные газетные материалы, ради отчётности, никому не нужны, а главное – они не решают тех задач, ради которых огород городится: информационная работа из-под палки не повысит общественного авторитета НКО.
Но следует согласиться с предложением А. Парфенчикова, что каждый успешный проект, получивший грант, должен информационно сопровождаться. Л. Кулакова в этой связи напомнила, что в планах Общественной палаты РК есть такое направление работы. Запущены будут проекты наставничества (в помощь начинающим НКО) и распространение лучших практик работы НКО (проект «ДоброДеятель»), когда появится реальный повод представить общественного активиста и его общественно полезное дело.
Некоторые темы, ставшие предметом обсуждения во время встречи с губернатором, были совершенно новыми, пока не очень ясно как данные государственные установки, в федеральном законе прописанные, будут реализовываться на практике. Речь идёт о обязательных (!) ежегодных отчётах глав регионов перед гражданами за качество услуг, предоставляемых населению государственными учреждениями образования, культуры, здравоохранения и социальной работы. Поскольку законодательно определено, что общественные советы, призванные отслеживать качество таких услуг, формируются Общественными палатами субъектов Федерации, то последние могут становиться площадкой, на которой губернаторы смогут отчитываться перед гражданами. Такую мысль Любовь Кулакова озвучила и Артур Парфенчиков принял её. Тут надо специально оговориться, что общественные советы оценивают не профессиональную деятельность учреждений и организаций, а только среду их взаимодействия с людьми (доброжелательность, удобство, доступность и прочие похожие характеристики). Собственно, речь пойдёт об общественном настроении. Федеральные государственные институты власти хотят получить информацию от людей о качестве работы больниц, библиотек, домов культуры, клубов, учреждений социальной сферы.
Не единожды разные выступающие во время встречи с главой Карелии говорили о том, что наибольшие проблемы для общественных активистов возникают на уровне сельских поселений. Ситуация в какой-то степени парадоксальная: именно здесь люди охотнее всего откликаются на совместную деятельность, но здесь же труднее всего находить материальные и финансовые ресурсы для поддержания гражданских проектов. А. Парфенчиков, соглашаясь, заметил, чуть сетуя, всё это де от нашей бедности. Мало в бюджете средств, чтобы поддерживать инициативных людей, хотя порой тем совершенно и небольшие деньги требуются, чтобы первый шаг сделать, а потом они и сами уже могут горы свернуть, рассуждал губернатор, пообещав развивать грантовую поддержку, тем более что эффект от них большой и лучшее тому подтверждение — это проекты по реализации местных инициатив, благодаря которым жители обустраивают свои поселения. Для чего, заметил он, они готовы тратить свои силы, время и в том числе личные средства.
Все прозвучавшие во время встречи предложения губернатор Парфенчиков предложил письменно оформить и передать ему, высказав уверенность в том, что подавляющее большинство предложений реализуемы. Пообещал он укрепить и материальную базу самой Общественной палаты Карелии.
Анатолий Цыганков