Проект республиканского бюджета принят в первом чтении депутатами парламента Карелии
Текущий финансовый год завершается для жителей республики хорошо, в том смысле хорошо, что доходов в казну уже поступило больше, чем прогнозировалось, а значит социальные обязательства государства перед гражданами будут выполнены. Об этом говорил губернатор республики Артур Парфенчиков, выступая на вчерашней сессии Законодательного собрания, на которой депутаты рассматривали в первом чтении проект регионального бюджета на следующий год. Анализируя финансовую ситуацию, А. Парфенчиков напомнил, что по итогам десяти месяцев 2018 г. налогов в бюджет поступило на 5 миллиардов 400 миллионов рублей больше, чем планировалось (34 процентный прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Разумеется, важно понять, за счёт чего такое произошло, потому как правильный ответ на заданный вопрос позволит определиться органам власти с дальнейшими своими действиями. Если полученный результат является материализованным отражением избранного правительством Парфенчикова экономического курса развития республики – это одно, тогда все запущенные управленческие механизмы следует и дальше развивать. Если это, что называется, счастливый случай, то есть не повторяемый, разовый успех, тогда возникает повод для иных раздумий, скорее тревожных. Губернатор Парфенчиков говорит о правильности выбранной финансово-экономической стратегии и его аргументы убеждают. Пройдёмся по ним, и увидим, что верные решения правительства, законодательно оформленные депутатами Законодательного собрания республики (отнесём данную категорию аргументов в состав субъективных действий власти), удачно для экономики Карелии совпали с факторами, не зависящими от усилий региональной власти (это объективный компонент и связан он прежде всего с конъюнктурой рынка).
Начнём с последнего фактора. Значительная часть продукции предприятий Карелии — прежде всего лесопромышленного комплекса и рыбной отрасли — идёт на экспорт. И потому не надо объяснять почему рублевая масса их доходности растёт, а значит увеличивается и объём взимаемых с них налогов в бюджет. Чем слабее российский рубль, тем выше рублевая выручка от продажи целлюлозы и рыбной продукции за рубеж при расчётах в долларах. Экспортно ориентированные предприятия – в выигрыше. И это никак не связано с деятельностью республиканского правительства, или, скажем мягче, очень мало связано.
Если посмотреть на данные внешнеторгового оборота Карелии, то мы увидим, что начиная с 2015 года объёмы экспорта постоянно растут. В 2015 г. вывезли продукции за рубеж на 738,1 млн долларов США, а в прошлом уже на 1130,8 млн долларов. Наши главные партнёры находятся в Финляндии, Германии и Турции (ранжируем их по объёму денежной массы). В первой половине нынешнего года объём экспорта товаров из республики составил 602,4 миллиона долларов США, увеличившись на 33,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и можно предположить, что по итогам 2018 г. результат будет как минимум не хуже прошлогоднего. То есть экспортёры активно наполняют бюджет своими налогами и платежами.
Другой фактор проходит уже скорее по разряду роли личности в истории, то есть он субъективный (при его объективной обоснованности, такое вот кажущееся противоречие). Правительству Парфенчикова удалось уменьшить стоимость киловатт-часа электрической энергии для предприятий, если раньше они платили за один киловатт 9 рублей 86 копеек, то с сентября отдают 5 рублей 64 копейки. Разница огромная (43 процента экономии), соответственно и у предприятий выше прибыльность. В первом полугодии 2018 года затраты на 1 рубль продукции предприятий снизились на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил Парфенчиков депутатам. Благодаря ценовой разнице в тарифах на электроэнергию, предприниматели сэкономили порядка трёх миллиардов рублей, получив возможность направить их на развитие своего бизнеса.
Ещё об одном факторе нельзя не вспомнить, хотя он сложно оценивается в субъективно-объективных категориях. Речь пойдёт о федеральных дотациях республиканскому бюджету. В 2018 г. по разным каналам финансовая помощь республике оказана была в полтора раза больше, чем в прошлом году. Дополнительно Карелия получила 4 миллиарда 300 миллионов рублей, в том числе благодаря и этим деньгам выполнялись социальные обязательства республики перед населением. В этой же логике благоприятствования выстраивались и отношения с федеральным центром, который на каждый рубль вложенный республикой в федеральные программы, реализуемые на территории Карелии, давал нам свои 5 рублей 30 копеек. Это на два рубля больше, чем прежде было. А когда речь идёт о десятках и даже сотнях миллионов рублей, то два рубля в плюсе дают колоссальную прибавку, направляемую на развитие Карелии.
Справедливо задаться вопросом: почему Москва расщедрилась? Ответ будет двухсоставным. Во-первых, правительство Карелии исполняет взятые на себя обязательства, сокращая государственный долг и зависимость от коммерческих кредитов перед банками. По уровню долговой нагрузки за девять месяцев 2018 года Карелия в рейтинге субъектов-должников поднялась с похабного 82 места (это самый низ, если помнить, что в России всего 85 субъектов Федерации) на 62 позицию. И таким местом трудно хвалиться, конечно, но, согласитесь, это всё же прорыв. Во-вторых, личные, дружеские отношения губернатора Парфенчикова с председателем правительства России Дмитрием Медведевым (это ни для кого не тайна), безусловно сказываются и на доброжелательном внимании федерального центра к просьбам правительства Карелии. То есть произошло хорошее сочетание финансовой дисциплины правительства Карелии и личной приязни двух руководителей (чем Парфенчиков не злоупотребляет, но демонстрирует однокурснику реальные успехи свои на губернаторском поприще).
Образно говоря, правительство Карелии «обменяло» республиканский бюджет с «нулевым» дефицитом на дополнительную федеральную помощь и реструктуризацию бюджетных кредитов. Республиканская власть держит слово и вознаграждается за то.
Вот из совокупности таких объективных и субъективных факторов – мы лишь часть их называем — и сложился успех завершающегося финансового года.
Теперь правительство Парфенчикова замахивается с «нулевого» дефицита на профицитный бюджет. Доходы планируются в размере 40,7 млрд. рублей, расходы – более 39,3 млрд. рублей. Профицит бюджета прогнозируется в 760 млн. рублей. Такая установка вызвала спор на вчерашней сессии Заксобрания, когда депутаты, считающие себя парламентской оппозицией, стали критиковать авторов проекта бюджета за то, что те имитируют финансовое благополучие, искусственно из нищеты выдувая профицит. Депутат парламента Эмилия Слабунова (фракция «Яблоко») намерение А. Парфенчикова выйти на профицитный бюджет уязвила колким сравнением, мол, он таким образом удовлетворяет личные амбиции. Трое депутатов из фракции «Яблоко» и их коллега из фракции КПРФ Евгений Ульянов вчетвером и голосовали против проекта профицитного бюджета. Они считают, что раз имеются «лишние» 760 миллионов рублей, то их надо направить на решение социальных задач. На слух звучит, безусловно, убедительно. Но правда тут в том, что нерешённых социальных проблем в республике так много, что прогнозной суммой профицита их не закрыть. И потому, говорят депутаты-«яблочники», чего де играть в «денежные излишки», которых на самом деле нет, не лучше ли до последней копейки сразу всё перераспределить по социальным статьям расходов.
Ответ на этот вопрос дан был выше. Федеральный центр финансово поощряет тех, кто не обрушая социальную политику в регионе, рачительно распоряжается бюджетными средствами. Карелия это демонстрирует, сокращая госдолг, оптимизируя организационные расходы. Прогнозируемые 760 миллионов бюджетной экономии надо рассматривать как финансовый инструмент для манёвра и, если угодно, как магнит для федеральных бюджетных денег. Если на каждый республиканский рубль вложенный в социально-экономические проекты приходят больше пяти федеральных рублей, тогда может попытаться расширить данное соотношение с выгодой для республики? Глубинного эффекта от такого манёвра может не понимать первый секретарь рескома КПФР Е. Ульянов (дело обычное для него), но опытная и умеющая масштабно думать Эмилия Слабунова, должна бы понять отложенную выгоду от предлагаемого Парфенчиковым. Объяснить упёртость представителей парламентской оппозиции в лице депутатов из фракции «Яблоко» и примкнувшего к ним коммуниста Е. Ульянова можно только партийными шорами: когда что бы власть не предлагала, надо обязательно то отвергать. Это своего рода ролевая игра, участники которой думают не о содержании, а о форме партийного бытия. Из такого комфортного состояния оппозиции сложно выходить, потому как такой публичный протест часто остаётся единственным политическим активом, позволяющим удерживаться на поверхности политики.
Проект бюджета в первом чтении принят и теперь у депутатов возникает обязанность (именно так следует ставить задачу) своими поправками сделать бюджет 2019 г. ещё более эффективным. Можно продолжить законодательную работу, расширяя меры поддержки бизнесу, можно защитить сельскую экономику дополнительными средствами, есть возможность активизировать социальную активность граждан, расширяя грантовую поддержку некоммерческих общественных организаций. Естественно, мало на что хватит денег в республиканском бюджете, весьма скромном по доходам, но точно нужно поддержать саму установку правительства на расширение каналов федерального финансирования республики и стимулирование экономической активности граждан. За это надо голосовать.
Анатолий Цыганков