Депутаты Кондопожского райсовета отказали правительству Карелии в выделении территории под строительство мусоросжигательного завода. А если Москва к нам со своим мусором запросится?
Перед правительством Карелии стоит задача в самое ближайшее время начать строительство в республике мусоросжигательного завода. Выполнить её поручено казенному учреждению «Управление капитального строительства Республики Карелия» и ООО «Автоспецтранс», являющемуся региональным оператором, организующим сбор и утилизацию твёрдых бытовых отходов в Карелии. Предварительно под строительство завода выбрана площадка под Кондопогой, но чтобы её получить в пользование требуется согласие на то органов местной власти. Администрация Кондопожского ничего против не имеет, однако голоса в депутатском корпусе разделились. Депутаты представляющие партию «Единая Россия», голосуют за выделение земли под мусоросжигательный завод, депутаты не связанные партийной дисциплиной с «ЕдРом» выступают против. На последней сессии райсовета первых оказалось меньше вторых, в результате правительственная инициатива провалилась. Но это только первый подход к снаряду, возможно ещё всякое.
Площадку под строительство завода всё равно надо находить и завод придётся строить. Вопрос в другом: как сделать так, чтобы местным жителям, хоть в Прионежском, хоть в Кондопожском или в Пряжинском районах был бы выгоден данный проект? Когда людям говорят, что мы возле ваших домов сделаем полигон для коммунальных отходов, понимайте, мусорную свалку, то не сложно угадать их реакцию на это – они будут против. И когда депутаты Кондопожского райсовета хотят начать сбор подписей жителей района: те «за» или «против» строительства полигона и мусоросжигательного завода под Кондопогой, то ответ заранее очевиден, конечно, против. Тем более что многие наслышаны об экологических проблемах, возникших в Подмосковье из-за здешних полигонов, куда свой мусор свозит им Москва.
Потому первая задача, которая стоит сейчас перед правительством Карелии – это доказать и убедить, что их планы не смертельны для местных жителей и прибыльны для местных бюджетов. Если этого не сделать и продолжать давить, используя в том числе и подневольных депутатов-«единороссов», то впереди губернатора Парфенчикова неизбежно ждёт народный бунт, со всероссийским информационным шумом и вызовами Росгвардии для разблокирования дорог, перекрытых жителями. Всё это уже пройдено в Подмосковье.
Тут, возможно, следует посмотреть как власти Москвы и Архангельской области сейчас договариваются о создании полигонов (нескольких) на территории области, когда бы все стороны были удовлетворены договорённостями. Разумеется, и создание экотехнопарка «Шиес» на границе Архангельской области и Коми вызывают протесты жителей, но диалог здесь худо-бедно движется. Правительство Москвы соблазняет регионы большими деньгами (миллиардными вложениями в «мусорный бизнес») и обещает строить перерабатывающие мусор предприятия как в Европе (по их технологиям), безопасные для соседства с жителями. Такие переговоры Москва сейчас ведёт кроме Архангельской области ещё с Калужской областью. Во Владимирской, Тульской и Смоленской областях полигоны «под московский мусор» уже работают. В Подмосковье специально для столицы открыты 14 свалок (принимают в год 3,7 миллиона тонн мусора). Москве этого мало, так как ежегодно жители столицы выбрасывают почти 8 миллионов тонн бытового мусора и ещё 2,4 миллиона тонн крупногабаритных отходов.
Сама Москва на трёх своих мусоросжигательных заводах перерабатывает в год 770 тысяч тонн, а её сортировочные станции на территории Москвы могут принять максимум 2 миллиона тонн мусора в год. И потому правительство Москвы готово десятки миллиардов рублей тратить в качестве инвестиций на развитие «мусорного бизнеса» в регионах. Это тоже тема для раздумий в Карелии. Переработка твёрдых коммунальных отходов может оказаться прибыльным бизнесом, если повторить западные технологические стандарты. Возможно, нужно думать как за счёт московских денег на территории Карелии построить суперсовременное и безопасное для жителей предприятие по переработке коммунальных отходов. Отходы – это ведь тоже сырьё, но вторичное. И разумеется, не свозить к себе опасные, токсичные виды отходов. Прежде всего эту темы должны начать обсуждать граждане. Сами для себя мы должны решить, нам это нужно или не нужно?
Анатолий Цыганков