Новый генеральный консул Королевства Швеции Ева Сундквист начала с Карелии
Не всё, но многое в отношениях между странами зависит от людей, облечённых высокими должностями. Насколько верно понимают они ситуацию, насколько быстро умеют находить общий язык с разными людьми и насколько мудро сглаживают противоречия, от этого зависит успех экономического сотрудничества, культурных контактов и всего прочего.
В генконсульстве Королевства Швеции в Санкт-Петербурге вступила в должность новый руководитель Ева Сундквист, начавшая знакомиться с регионами, входящими в её консульский округ. В зоне ответственности у неё весь Северо-Запад России, это одиннадцать субъектов Российской Федерации. И первый свой визит генеральный консул Ева Сундквист нанесла в Карелию, где у неё вчера состоялись самые разные встречи: и с представителями власти, и с преподавателями вузов, и с бизнесменами, и с общественностью. День был переполнен встречами. К тому же в рамках визита она организовала встречу городов побратимов двух стран. В Олонце вчера состоялось подписание соглашения о продолжении сотрудничества между шведским городом Люкселе и российским Олонцом. С разной степенью интенсивности контакты эти длятся уже 28 лет.
Всего же подобные договорные отношения установлены между пятью коммунами шведской губернии Вестерботтен и районами-городами российской Карелии. Лишний раз напомним составы побратимских дуэтов: Петрозаводск дружит с Умео, Костомукша с Робертфоршем, Медвежьегорск с Мало, Олонец с Люкселем, Пряжа с Виндельном (правда, вчера в разговоре с представителями шведской стороны о Пряже почему-то ни разу никто из них не вспомнил, то ли позабылось, то ли надо считать это характеристикой угасших отношений). Подобных дружеских парных соединений может быть и больше, поскольку в Карелии 18 административно-территориальных единиц, а в лене Вестерботтен – 15 коммун (лен – это и есть губерния, но с исторической точки зрения правильнее называть регионы Швеции ленами).
В следующем году Вестерботтен и Карелия отметят 25-летие сотрудничества. За эти годы сотни совместных программ были реализованы и, судя по вчерашним официальным и не официальным встречам госпожи Сундквист в Петрозаводске, у обеих сторон есть желание продолжать сотрудничество, то есть действие договора продлить. Хотя сам характер межгосударственных отношений между Россией и Швецией в силу геополитических причин стал гораздо напряжённее. Это реальность, от которой не уйти. Правда, что объём внешней торговли Карелии со Швецией увеличился в полтора раза по сравнению с прошлым годом, как неопровержимо и то, что успешно реализуются с десяток социально-культурных проектов между нами, но в международной политике все сосуды соединяющиеся и межрегиональная доброжелательность двух стран запросто может быть похоронена большими военно-политическими событиями.
Скажем, прямо в день приезда генконсула Евы Сундквист в Карелию на Европейском Севере, точнее в Норвегии, начались крупнейшие с окончания холодной войны военные учения НАТО «Единый трезубец». 29 стран военно-политического блока в них участвуют и присоединились к ним ещё Швеция с Финляндией. Уклониться та же Швеция от участив в военных учениях не могла (это в её стратегических интересах), но после такого гораздо сложнее будет общаться государственным деятелям с двух сторон — хоть на уровне российско-шведских отношений, хоть на карельско-вестерботтенских. Если НАТО отрабатывает военно-стратегическое взаимодействие союзнических стран на случай Третьей мировой войны с Россией, то не надо ждать той же Швеции или более дружески настроенной по отношению к России Финляндии добрых отношений с россиянами. Вежливые контакты возможны, но доверие стремится к нулю.
Швеция в рамках «Единого трезубца» готовится отражать нападение условного противника «Север» (думаю, не нужно объяснять, какое государство под этим «агрессором» имеется в виду?) и потому не стоит удивляться после этого, что подозрения чёрным облаком (не ядерным, слава богу) непременно опустятся на жителей Петрозаводска и Умео. Потому что в большой политике все сосуды соединяющиеся.
И в этом смысле трудная работа предстоит у госпожи генконсула Сундквист, когда требуется и интересы собственной страны защищать, и поддерживать деловые контакты с жителями «Севера». И это тем более трудно делать, что не Швеция определяет международную повестку, США с подозрением разглядывает нашу страну в прицел. Большинство американских военных уверены в том, что они скоро вступят в войну с Россией. Согласитесь, как-то не очень приятно знакомиться с подобной информацией. Верить ей, не верить – это удел обывателей, а государственным деятелям в такой ситуации остаётся одно — готовиться к войне. В России в сентябре прошли учения «Восток-2018», самые масштабные с 1981 г. (около 300 тысяч военнослужащих в них участвовали). В Норвегии сейчас свой трезубец точит НАТО.
В такой геополитической атмосфере крайне сложно обсуждать проекты по обмену опытом между российско-шведскими медиками или организовывать межрегиональные поездки педагогов. Но делать это нужно. Именно на это нацелена Ева Сундквист. Кто-то рвёт полотно, кому-то его надо кропотливо сшивать. Люди, приходившие вчера на встречу с Сундквист по случаю её первого визита в Карелию, все её помощники.
Затёртое понятие «побратимские отношения» на самом деле имеет глубокий мировоззренческий смысл. Это, конечно, не братские отношения (близкие, родственные, приязненные), но тянущиеся к таким. Потому шатающуюся государственную конструкцию российско-шведских отношений будем удерживать сколь есть сил, а их мало, побратимской дружбой людей. Как ни крути, лучше опытом социальной работы обмениваться, чем смертоносным чем-нибудь.
Анатолий Цыганков