Итоги выборов в главы и депутаты поселений Карелии
Избирательная кампания в органы местного самоуправления была в этом году в Карелии без преувеличения масштабной, избирались 32 главы поселений и 644 депутата. В списки избирателей, имевших право на участие в выборах 9 сентября 2018 года, включено было 193 тысячи 175 человек, то есть почти 37 процентов избирателей Карелии выбирали себе руководителей исполнительной и представительной местной власти. А если иметь ввиду, что в Петрозаводске проходили лишь довыборы в одном избирательном округе столичного совета депутатов, где на учёте числятся 14108 избирателей (всего в Петрозаводск 209 тысяч 261 избиратель), то можно смело говорить, что прошедшая кампания была массовой для жителей республики.
Выборы глав поселений
Для участия на выборах глав поселений на дальних подступах заявились вначале 95 кандидатов, но выдвинулось в итоге 86, из которых большинство были самовыдвиженцами (46 человек), это те, кто шли на выборы без партийной поддержки, 29 кандидатов направила партия «Единая Россия», а остальные восемь партий вводили в избирательную кампанию одиннадцать кандидатов на должности глав поселений.
На этапе регистрации одиннадцать кандидатов по разным причинам покинули выборы (только трое по собственному желанию снялись, большинство же пострадало из-за недостаточного количества собранных ими достоверных подписей, что и закрыло им путь на выборы). В итоге территориальные комиссии зарегистрировали 75 кандидатов, то есть на одно место претендовали в среднем по 2,7 кандидата. Больше всего потерь на этом этапе понесли кандидаты-самовыдвиженцы, которых осталось 39. Борьбу продолжили 27 кандидатов от «Единой России», по два кандидата — от партий «Справедливая Россия», «Патриоты России» и Российской партии пенсионеров за социальную справедливость, и по одному кандидату — от ЛДПР, «Партии дела» и «Партии социальной зашиты».
В шестнадцати поселениях баллотировались на должности глав по два кандидата, в шести – по три кандидата, в четырёх – по четыре, и исключением стало Пряжинское городское поселение, где сразу семеро человек соперничали за должность городского головы. Если оценивать результаты голосования, то кому-то для победы хватало 79 голосов как например в Крошнозерском поселении Пряжинского района или 128 голосов в Эссойльском поселении того же муниципалитета, а где-то голоса победы оказались несопоставимо выше, как скажем в Боровском поселении Калевальского района (526 голосов набрал здесь победитель) или в Пряжинском поселении (454 голоса). Самый высокий процент поддержки зафиксирован в Плотинском поселении Лоухского района (89,2%), а самый низкий – в Пяльмском поселении Пудожского района (32,9%).
В результате главами поселений избраны двадцать один кандидат от «Единой России» (77,8%) и шестеро самовыдвиженцев (22,2%). Уточним, что в Новинском поселении Кондопожского района выборы не состоялись, потому как один из двух кандидатов отказался баллотироваться, а с одним кандидатом запрещается проводить голосование.
Выборы депутатов поселений
О желании баллотироваться в депутаты поселений первоначально заявили 1092 человека, из которых больше всего было выдвиженцев от партии «Единая Россия» (646 человек, или 59,2%), на второй позиции оказались самовыдвиженцы (171 человек, или 15,7%) и далее – КПРФ (110 чел., или 10,1%), ЛДПР (92 чел., или 8,4%) «Справедливая Россия» (57 чел., или 5,2% ), партия «Яблоко» (5 чел., или 0,5%), Казачья партия Российской Федерации (4 чел., или 0,4%), по три кандидата у партии «Патриоты России» и «Партии социальной защиты» (по 0,3%) и одного кандидата выставила «Партия возрождения» (0,1%).
Из них не все прошли регистрацию, в итоге на выборы вышли 1002 кандидата: «Единая Россия» (625 чел.), самовыдвиженцы (130 чел.), КПРФ (103 чел.), ЛДПР (77 чел.), «Справедливая Россия» (54 чел.), «Яблоко» (5 чел.), по три кандидата было у партии «Патриоты России» и Казачьей партии (3 чел.), по одному — у «Партии возрождения» и «Партии социальной защиты». За один мандат боролись примерно по полтора человека (1,6).
Особенностью прошедшей избирательной кампании в поселенческие советы депутатов можно назвать их низкую конкурентность. В половине округов (51,2%) выборы проходили на безальтернативной основе, иначе говоря, кандидаты здесь представлены были в единственном числе и те из них, кто набирал более 50 процентов голосов избирателей, участвовавших в выборах, те и становились депутатами. Всего в 311 округах выдвинулось по одному кандидату в депутаты, в 305-ти из них представлены были «единороссы» (98,1%), в шести самовыдвиженцы (три округа), коммунисты (два округа) и один эсер. Это обстоятельство сильно отразилось на результатах муниципальных выборов и правомерно говорить, что успех «единороссовской» избирательной кампании обеспечен был прежде всего отсутствием у них соперников. В конкурентной же борьбе кандидаты в депутаты от «Единой России» выиграли лишь в 165 округах (это всего 27,2%). Там где возникало соперничество, их победная поступь выглядела не столь убедительно. Коммунистам они проиграли в 24 округах, эсерам — в 21 округе, кандидатам от ЛДПР — в девяти округах, два мандата вырвали у них «Патриоты России» и один – Казачья партия России, но чаще других бивали их самовыдвиженцы (у которых 36 побед над «еднороссами»).
Поэтому благополучная итоговая электоральная статистика «Единой России» без понимания скрытых внутренних процессов скорее искажает региональную политическую действительность, чем что-то объективно характеризует. 165 побед «Единой России» против 100 её же неудач (суммируем все проигрыши кандидатов-«единороссов» и в общую цифру включаем ещё семь округов, где победитель не определился из-за равенства результатов голосования). Для партии обладающей административным ресурсом в Карелии, имеющей возможность отбирать кандидатов и обладающей достаточными денежными средствами для организации выборов, результат, прямо скажем, не самый успешный. Ещё раз оговоримся, что общий победный результат ставить под сомнение нельзя, конечно. Успех бесспорен. Вот как выглядят итоги. 498 мандатов завоевали «единороссы», это 82% от числа всех мандатов, поэтому справедливо говорить, что партия «Единая Россия» обладает тотальным контролем над депутатским корпусом в органах местной власти. Все вместе взятые конкуренты её получили в сумме 109 мандатов (18 процентов мест в советах), из которых у самовыдвиженцев – 46 мандатов (7,6%), у КПРФ – 28 (4,6%), у «Справедливой России» — 22 (3,6 %), у ЛДПР – 10 (1,6%), у «Патриотов России» — два мандата (0,3%) и один достался Казачьей партии (0,16%).
Представленная картина искажается двусмысленной статистикой, которую привнесла в выборы республиканская организация КПРФ. Дело в том, что по каким-то причинам (о которых легко догадаться) республиканские коммунисты пошли на приукрашивание своего предвыборного состояния. Делали они это без затей, одних и тех же кандидатов в депутаты регистрируя сразу в нескольких округах (этакая форма предвыборных «оптовиков»). В Кондопожском и Медвежьегорском районах они четырёх своих кандидатов выдвинули одновременно в 34 избирательных округах, то есть в реальности закрыли лишь четыре округа, в тридцати других имитируя участие в выборах. И такая мистификация, как то не покажется странным, оказалась полезной как КПРФ, так и «Единой России». Потому что один кандидат одновременно баллотировавшийся в девяти округах явно случайно оказался победителем в Новинском поселении (для чего ему хватило 6 голосов; всего голосовало здесь десять человек), а другой, набрав 4 голоса, стал депутатом Гирвасского поселения (всего здесь семеро голосовали), в других семи округах, где также он баллотировался в депутаты, проиграв. Для этой группы кандидатов от КПРФ обычными становились нулевые результаты, что вряд ли их лично расстраивало, потому как перед ними стояла задача продемонстрировать «массовость» участия компартии в выборах и они с ней справились.
Этот же имитационный поход коммунистов во власть оказался небесполезным заодно и для победного результата «Единой России» сразу в 30 округах. Кто угадает, каким был бы исход борьбы, случись вдруг у них реальная конкуренция с теми же коммунистами в упомянутых округах? Для примера вспомним выборы в Пудожском районе, где 23 кандидата в депутаты от КПРФ выиграли 17 мандатов. Пудожский район, кстати сказать, оказался самым электорально успешным для компартии в Карелии.
Анализ результатов голосования по округам позволяет говорить, что при низкой явке избирателей на участки для голосования и при признании итогов голосования состоявшимися кандидатам не редко достаточно было набрать для победы от 3 до 10 голосов. Например, в Новинском избирательном округе № 4 Кондопожского района кандидату-«единороссу» хватило трёх голосов, чтобы быть избранным в депутаты. Если о трёх голосах не вспоминать, а сказать, что за него проголосовали 60% избирателей, участвовавших в выборах, то оценочная картина, согласитесь, совершенно меняется. И подобные примеры по Карелии встречались. Так в Гирвасском округе Кондопожского района кандидат от ЛДПР победил конкурентов семью голосами, за него проголосовали 100% избирателей (!), принявших участие в выборах. Двое других кандидатов (конкурентная борьба, однако), представлявшие «Единую Россию» и КПРФ проиграли с нулевым результатом. Или ещё пример, в Кедрозерском поселении того же Кондопожского района кандидат-«единоросс» победил кандидата-коммуниста, набрав 4 голоса (66,7%) против одного голоса. По иронии судьбы, подобные истории обнаруживаются именно в Кондопожском районе, здесь почему-то плотно сконцентрировались кандидаты-многостаночники от компартии и «безголосые» триумфаторы.
В республике не состоялись выборы 24 депутатов представительных органов местной власти, происходило это всегда по двум причинам: либо единственный кандидат не смог набрать свыше 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах, либо кандидаты набрали равное количество голосов избирателей, то есть не определился здесь победитель. Довыбирать их будут уже в следующем году в единый день голосования, за исключением Новинского сельского поселения, где не был сформирован дееспособный совет депутатов (из семи необходимых избрано только четверо депутатов). Повторные выборы здесь пройдут 2 декабря нынешнего года (вакантно три мандата).
Подведём итоги
Выборы в органы местной власти проходили в Карелии при низкой явке избирателей. Если классифицировать обобщённые данные участия граждан в выборах (исполнительной и представительной власти), то рисуется картина масштабной электоральной пассивности. Совершенно провальными оказались довыборы в Петросовет (явка составила 8,47%). Петрозаводчане, приписанные к избирательному округу № 4, продемонстрировали полное небрежение выборами. Этот прецедент особо выделяем.
В первую группу, где голосовали от 10 до 20 процентов избирателей, включим шесть районов: Беломорский (16,52%), Питкярантский (17,19%), Кондопожский (18,89%), Лахденпохский (19,04%), Сортавальский (19,19%), Суоярвский (19,86%). Это всё муниципалитеты с очень низкой электоральной активностью.
Во вторую группу, где в выборах принимали участие от 20 до 30 процентов избирателей, включаем девять районов: Олонецкий (21,12%), Пудожский (21,23%), Сегежский (21,51%), Медвежьегорский (22,69%), Лоухский (23,04%), Муезерский (26,14%), Пряжинский (27,78%), Прионежский (28,50%), Кемский (28,86%). Процент электоральной активности здесь тоже низкий, и неудовлетворительный с точки зрения формирования доверия граждан к власти, а потому и вопрос-упрёк: кто этих депутатов избирал? — будет звучать обидно, но правомерно.
На этом в целом негативном фоне самоустранения граждан от процесса формирования муниципальной власти, пожалуй, только калевальские избиратели и проявили относительную сознательность и их 33,4% электоральной активности примерно соответствует «стандарту», когда в формировании органов местной власти обычно участвует в России треть местного сообщества.
Муниципальная власть в Карелии по-прежнему контролируются партией «Единая Россия», по итогам сентябрьского голосования она получила 519 мест в органах местного самоуправления (81,86%), а если помнить что и до этого преимущественно её представители руководили администрациями и составляли большинство в депутатских корпусах поселений, то управленческих возможностей у «Единой России» только прибавилось после 9 сентября. Численность самовыдвиженцев, прошедших во власть, составила 52 человека (8,20%), надо заметить, что среди них имеются и члены «Единой России». У КПРФ – 28 мест (4,41%), у «Справедливой России» — 22 (3,47%) у ЛДПР -10 (1,57%). Депутатские мандаты получили представили партии «Патриоты России» и впервые в Карелии в муниципальную власть попала Казачья партия России. Нет смысла говорить о численности их представительства, он много меньше статистической погрешности, но сам этот факт отметим. Не попали в органы местной власти «яблочники» и потеряла прежнее представительство партия «Гражданская платформа».
Теперь представители республиканской и муниципальной власти расселись, в ближайшие несколько лет масштабных выборов в Карелии более не ожидается. В этом сентябре у политических конкурентов «единороссов» была последняя возможность подвинуть их, однако никому сделать того не удалось. В результате партия «Единая Россия» во всех структурах республиканской и муниципальной власти остаётся монопольно правящей.
Анатолий Цыганков