Что правильнее: обсуждать Обращение группы депутатов парламента Карелии по поводу федерального законопроекта о повышении пенсионного возраста или внести правки в законопроект о пенсионной реформе, предлагаемый Госдумой? Странное противоречие рассматривалось в парламенте Карелии.
Трое депутатов Заксобрания внесли на рассмотрение членов парламентского комитета по здравоохранению и социальной политике обращение, предлагая от лица парламента Карелии принять его и направить в Госдуму. Суть документа, который был озвучен на заседании одним из его авторов Андреем Рогалевичем (он входит во фракцию партии «Яблоко») в том, чтобы отложить принятие федерального закона о повышении пенсионного возраста. Иначе говоря, предлагалось приостановить процесс думского обсуждения по данному спорному законопроекту до тех пор пока в обществе не будет преодолён быстро разрастающийся социальный конфликт, не понятно во что способный вылиться. Запущенный сбор подписей в социальных сетях против повышения пенсионного возраста почти сразу собрал более миллиона подписей граждан России, и произошло это только в первые несколько дней объявленной акции. Очевидно, что законопроект о пенсиях касается подавляющего большинства населения страны и может легко превратиться в предмет для массового социального конфликта, а не исключено даже вылиться в политический кризис в стране. Особенно если найдутся желающие, а они точно появятся, разогреть ситуацию до уличных протестных акций. В качестве упреждающего действия Рогалевич вместе с двумя своими коллегами по парламенту, Ириной Петеляевой и Эмилией Слабуновой, и предложили процесс рассмотрения законопроекта затормозить.
Судя по выступлению Андрея Рогалевича на заседании комитета, лично он считает необходимым повышать пенсионный возраст в России, но делаться это должно, убеждён он, поэтапно и с минимальными финансовыми рисками как для работающих граждан, так и для тех, кто по возрасту уходит из сферы трудовой деятельности. Объясняя почему не стоит торопиться с принятием федерального закона, он приводил много разных статистических данных, суть которых сводилась к тому, что и при нынешних пенсионных правилах многие граждане, особенно мужского пола, не доживают до пенсии, а что будет когда этот возраст повысится? — укоряюще адресовался Рогалевич к коллегам по парламенту.
Правительство России предлагает повысить пенсионный возраст, проведя для этого реформу, завершится которая к 2034 году. В результате мужчины к 2028 году станут выходить на пенсию в 65 лет (пенсионный возраст увеличивается на пять лет), а женщины в 63 года (увеличение срока работы на восемь лет). В северных районах, наподобие Карелии, сохраняются прежние льготы, то есть мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет (сейчас в 55 лет), женщины — в 58 (сейчас 50 лет).
Ссылаясь на Росстат, он напомнил, что 40 процентов мужчин страны уже сегодня, при нынешних возрастных нормах выхода на пенсию, не доживают до неё. В 62 субъектах России средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет менее 65 лет, это как раз тот возраст с какого новая редакция закона о пенсиях, принятая Думой в первом чтении, позволит мужчинам начать получать пенсионные выплаты. В Карелии средняя продолжительность жизни мужчин составляла в 2016 году 63,7 года, это в городах, а в сельской местности и того меньше — 58 лет. Мрачно иронизируя, Рогалевич рассуждал, мол, дайте, мне хоть немножко пожить после выхода на пенсию.
Возражая против аргумента, что люди, достигшие пенсионного возраста, всё равно продолжают работать, он объяснил данный факт (а это именно так — многие пенсионеры продолжают трудиться, достигнув пенсионного возраста) тем, что низкий уровень доходов вынуждает людей работать, когда они уже могли бы в принципе этого и не делать. Иллюстрировал он это карельскими примерами, где в 2013 году 89,9 тысяч человек имели уровень доходов ниже величины прожиточного минимума, а в конце прошлого года таких несчастных стало уже 108,5 тысяч человек (это предварительные данные, корректировка показателей возможна, правда, вряд ли в сторону уменьшения). При этом в республике многолетне сохраняется высокий уровень безработицы (более 8 процентов), что создаёт напряжение на рынке труда, когда пенсионеры не торопятся уступать рабочие места молодым трудоспособным гражданам.
Возражать против цифр озвученных депутатом Рогалевичем смысла нет, но есть другие, которые как раз убеждают почему повышение пенсионного возраста становится не только необходимостью, но и возможностью. Действующее пенсионное законодательство формировалось в совершенно иных социально-экономических и демографических условиях, происходило это ещё в 1930-е годы, когда средняя продолжительность жизни советского человека равнялась 42-43 годам. В 1960-е годы наши соотечественники жили в среднем уже по 69 лет. Этим же показателем мы оперировали и в 2011 году (уже шла первая десятилетка нового века). И согласно прогнозам к 2020 году средняя продолжительность жизни гражданина России составит 71,8 лет (как обычно, женщины более живучи, у них есть шанс прожить в среднем по 77,3 года, тогда как мужчины смогут рассчитывать на 66,2 года). В такой ситуации понятно, что возраст выхода на пенсию надо менять. К счастью, мы стали жить гораздо дольше, и, к несчастью, численность граждан трудоспособного возраста в России постоянно сокращается, гвардия пенсионеров год от года прирастает. Как следствие, всё сложнее государству обеспечить последним достойную старость, так как средства Пенсионного фонда уменьшаются. Об этом на заседании парламентского комитета говорил руководитель Пенсионного фонда Карелии Николай Левин. В нашей республике уже сегодня на одну тысячу пенсионеров приходится 812 работающих граждан, а согласно прогнозам, к 2030 году это соотношение ещё боле осложнится: 1 тысячу пенсионеров должны будут «содержать» 925 работающих. Фактически выходим на норматив: 1 пенсионер : 1 работник. Что чревато, поскольку в такой ситуации (пропорции) оба они будут страдающей стороной.
Н. Левин привёл и ещё один достаточно тревожный прогнозный показатель, когда численность населения в республике к 2030 году сократится на 5,3%, и составит 593 тысячи человек (сейчас нас в Карелии 627 тысяч проживает), тогда как за тот же период времени численность работающих граждан уменьшится на 10,8%. То есть в Карелии активно вымывается класс кормильцев. Сейчас число людей трудоспособного возраста составляют 345 тысяч, а к 2030 году оно сократится до 308 тысяч человек. Ровно те же самые демографические тенденции наблюдаются и практически по всей России. Этот неумолимый факт и есть ответ на вопрос: нужна ли пенсионная реформа? Нужна.
В данном случае мы лишь один аспект темы рассматриваем — возрастные колебания, на самом деле их гораздо больше. Почему, к слову, и автор проекта Обращения депутат Заксобрания Андрей Рогалевич, призывающий заморозить принятие закона о повышении пенсионного возраста в России, выступая, не раз оговорился, что повышать пенсионный возраст необходимо (он человек разумный и против реалий жизни глупо было бы переть).
Сегодняшняя дискуссия в обществе о реформировании пенсионной системы необходима. При этом надо понимать, что она неизбежно будет политизирована и участники противоборствующих точек зрения перейдут на повышенные уличные тона. Потому что за живое касается. В такой ситуации надо терпимее относиться к оппонентам и жёстко пресекать политические провокации, а они неизбежны, противникам режима Путина глупо было бы не воспользоваться взрывной ситуацией, когда можно вывести на улицы с протестами против пенсионной реформы десятки миллионов людей. Это понимают в кремлёвской администрации, потому президент В. Путин держит паузу, вместе со спецслужбами наблюдая за общественной реакцией на инициативу правительства Д. Медведева (он пока не сторона спора и ещё даже не арбитр).
Компромиссом в нынешней истории может стать даже не уступка правительства Медведева по снижению возраста выхода россиян на пенсию, а, во-первых, внятная аргументация — почему повышение пенсионного возраста не отразится отрицательно на жизни граждан и, напротив, даже защитит тех, кто в предпенсионном возрасте находится (аргументы такие имеются), и, во-вторых, сильно бы снизило противостояние по линии «власть-общество» справедливое распределение национальных богатств страны. Правительство Путина (всё-таки Путина, а не приглашённого на должность премьер-министра страны Д. Медведева) плодит долларовых миллионеров, которых сейчас в стране уже около 190 тысяч человек, за прошлый год их ряды дополнительно увеличились на 4%, при том что огромное число граждан России, десятки миллионов человек, нищают. Россия превращается в антисоциальное государство, где «верхи» жируют, «низы» бедствуют. Пропасть разверзается между вроде бы соотечественниками. И эта атмосфера неприязни и даже ненависти к «верхам» легко воспламеняемая. «Пенсионный фитиль» может оказаться очень опасным.
Но всё это лучше обсуждать, рассматривая сам законопроект о пенсионной реформе, направленный 18 июня из Госдумы в региональные парламенты с предложением в течение месяца сформулировать свои возражения и рекомендации, чтобы при дальнейшей работе над законопроектом в Госдуме учесть все позиции, которые будут заявлены. Поэтому не было практического смысла принимать Обращение трёх карельских депутатов, настаивавших на приостановке работы над федеральным проектом закона о пенсионной реформе. Ситуацию уже невозможно заморозить. Потому принятое на комитете Заксобрания дуплетное решение, во-первых, отложить на месяц формулирование позиции парламента Карелии по пенсионному законодательству, чтобы за это время обсудить присланный думцами проект закона, и, во-вторых, заодно отказать в поддержке трём коллегам, выступившим со своим Обращением, правильное, хотя отчасти и странное.
Правильное – потому что депутаты Законодательного собрания Карелии в лице членов комитета по здравоохранению и социальной политике, как выяснилось по ходу заседания, не знакомы с думским законопроектом (не читали его) и им требуется время для изучения проекта федерального закона. И странное – потому что народные избранники как будто с Луны свалились. Страна на ушах стоит от затеянного Путиным-Медведевым (Госдума тут инструмент законодательного оформления политической воли высшей власти), а депутаты Заксобрания Карелии, оказывается, пребывают в неведении о главной теме, сотрясающей страну.
Теперь каждый божий день круги дискуссий, обращений и протестов относительно будущего пенсионной реформы, а значит и судьбы пенсионеров, то есть всех нас, будут затапливать Россию.
Анатолий Цыганков