Наблюдателей от региональных Общественных палат, скорее всего, не будет на сентябрьских региональных выборах
Результаты общественного наблюдения за ходом президентских выборов показали высокую эффективность механизма гражданского наблюдения за избирательным процессом. Потому сразу по завершении президентских баталий депутаты Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников внесли в российский парламент законопроект, наделяющий Общественную палату РФ и региональные Общественные палаты правом назначать наблюдателей на выборы всех уровней. Практически нет сомнений, что такой закон будет принят, однако возникла временная коллизия: с чисто процедурной точки зрения законопроект не успевает пройти все необходимые этапы, чтобы его можно было принять до момента объявления выборов в региональные и местные органы власти.
Тогда в двух субъектах Федерации – в Москве и в Нижегородской области — региональные законодатели попытались, не дожидаясь принятия федерального закона о об общественном наблюдении, принять подобные свои, региональные. Главы упомянутых субъектов Федерации вышли с такими инициативами в региональные органы представительной власти и были поддержаны местными депутатами. В Москве процесс пошёл настолько быстро, что здешние депутаты уже приняли законопроект во втором чтении и в целом. То есть по идее, Общественная палата Москвы успевает сформировать законодательную базу для включения москвичей в процесс общественного наблюдения. Однако, неожиданно Московская городская прокуратура выступила с отрицательным отзывом на законопроект, утверждая, что закон не может быть принят, так как отсутствует подобное же федеральное законодательство (что правда) и потому предлагается ждать когда Госдума соответствующие поправки внесёт в федеральные законы, регулирующие избирательный процесс в субъектах Федерации.
Обойти выдвинутое прокуратурой законное требование невозможно, хотя и ведутся споры относительно неопределённости ряда формулировок законодательства, регламентирующего процесс формирования корпуса общественных наблюдателей. Например, как трактовать норму федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав..» (ФЗ-67), в которой содержится положение о том, что наблюдателей могут направлять на выборы и «иные общественные объединения». Можно ли понимать под «иными» Общественные палаты в регионах?
Впрочем, в Общественной палате России против того, чтобы полупартизанским способом представителям Общественных палат проникать на региональные выборы. Вопрос об участии граждан в наблюдении за выборами он ведь не только в юридической плоскости лежит, но может быть даже в большей мере имеет отношение к сфере политических и общественных отношений. Речь заходит о формирующемся доверии граждан к избирательному процессу, о возможности любому гражданину включаться в процесс наблюдения за выборами любого уровня. Желание доказать, прежде всего своим гражданам, хотя и на страны Западной демократии думцы ориентировались, конечно, прозрачность и легитимность избирательных процедур в России, создали условия для оперативного редактирования закона о выборах президента России, в который были внесены поправки об участии в наблюдении за президентскими выборами Общественных палат страны. То что прокурорские работники вдруг стали тормозить точно такой же процесс формирования корпуса наблюдателей для региональных выборов, вызывает подозрение, а не само ли руководство страны подмораживает ситуацию, не рискуя передавать общественное наблюдение в руки широких масс и во всей системе властных отношений? Возможно, недоверие это и напрасное. Хотя вряд ли Генпрокуратура и её региональные структуры, в той же Москве, не понимают что речь идёт о политическом решении, суть которого допускать или не допускать граждан до наблюдения за выборами. Решили не допускать?
Анатолий Цыганков