Губернаторские выборы забыты. Деньги подсчитаны. Зарубки на памяти остались
Сентябрьские выборы глав регионов 2017 года стали уже фактом истории. Однако отложившиеся в текущих архивах материалы, по прежнему остаются фактором политического действия. Потому небезынтересно оценить финансовые ресурсы прошедших губернаторских выборов 2017 года в Карелии, что позволяет многое понять из происходившего в тот предвыборный период.
Проанализируем официальные финансовые отчёты, размещённые на сайте Центризбиркома Карелии. Хотя мало кому не известно, по крайней мере, многие об этом наслышаны, что далеко не все предвыборные деньги находились в сфере государственного контроля и потому о реальных суммах потраченных на губернаторские выборы мы можем лишь догадываться. В официальной статотчётности эти средства не фигурируют, хотя в работе каких-то конкретных кандидатов играли значительную роль при организации их избирательных кампаний. Точно также, анализируя избирательные фонды кандидатов в губернаторы Карелии, мы не учитываем и такой вполне легальный источник дополнительного финансирования выборов как средства, выделяемые на текущую работу региональных отделений политических партий, хотя не надо объяснять, что в момент избирательной кампании партийная работа и являлась собственно предвыборной. Ни первый (анонимный), ни второй (собственно партийный) финансовые ресурсы мы не рассматриваем при анализе денежных расходов кандидатов на должность главы республики. Речь пойдёт только об их избирательных фондах, максимальный размер которых у каждого кандидата в губернаторы мог составлять не более 30 миллионов рублей.
Напомним, что в губернаторских выборах в Карелии участвовали четверо кандидатов, на старте кампании их было шестеро, но незадолго до дня голосования трое добровольно снялись с выборов — это Елена Гнётова («Партия роста»), Николай Тараканов (партия «Родина») и Ольга Ильюкова (партия «Патриоты России»). Ещё двух выдвинувшихся кандидатов, Игоря Алпеева и Марию Авишеву, не берём в учёт, потому что они ещё на раннем старте выбыли из предвыборной гонки.
Избирательные фонды четырёх партийных кандидатов в губернаторы очень неравномерно были наполнены деньгами. С перебором предельной суммы в один миллион рублей участвовал в кампании «единоросс» Артур Парфенчиков, на момент выборов он исполнял обязанности главы Карелии. 15 миллионов рублей ему перечислила в избирательный фонд партия «Единая Россия» и 15 млн 648 тысяч рублей получил он от добровольных пожертвователей (в их числе как физические, так и юридические лица). Согласно его отчёту собственных средств в свою кампанию он вложил 352 тысячи рублей.
На второй позиции кандидат Ирина Петеляева (партия «Справедливая Россия»), имевшая на счёте 15 миллионов 766 тысяч 311 рублей, из которых 15 миллионов рублей — это партийные средства и оставшиеся проходили у неё в финансовом отчёте как собственные деньги. У коммуниста Евгения Ульянова на счету было 2 миллиона 565 тысяч рублей, из них собственные его средства составили 695 тысяч рублей. Честно, говоря, есть большие сомнения, что Петеляева с Ульяновым в самом деле из семейного бюджета забрали столь огромные деньги на свою предвыборную деятельность, больше верится в отчётные данные выдвиженца ЛДПР Евгения Беседного, у которого из всей суммы в 1 миллион 728 тысяч 636 рублей своих денег было лишь 10 тысяч рублей.
Теперь рассмотрим какие объёмы избирательных средств ушли собственно на работу предвыборных штабов кандидатов в губернаторы. Эти суммы складывались из трёх видов расходов: оплаты работы юридических или физических лиц, оплаты консультационных услуг и материально-технических трат штабов. Артур Парфенчиков выделил на штабную работу 24 миллиона 211 тысяч 317 рублей или 80,7% от всех имевшихся у него средств. Для Ирины Петеляевой функционирование штаба обошлось в 9 млн 931 тысячу 380 рублей или 63%. Евгений Ульянов израсходовал по этой статье 842 тысячи 298 рублей (32,8%). Евгений Беседный всего 13 тысяч рублей (0,75%) выделил на свой штаб. В его случае это может означать одно: сотрудники партийного офиса КРО ЛДПР денег за работу в избирательный период не получали, а специалисты, приглашавшиеся в кампанию, если в принципе такие были, трудились бесплатно.
Тут интересно сравнить аппетиты штабных сотрудников. Не дошедшая до голосования кандидат в губернаторы Ольга Ильюкова, баллотировавшаяся при поддержке партии «Патриоты России», на деятельность своего штаба израсходовала 8 миллионов 500 тысяч рублей или 99,8% всех имевшихся у неё денег (всего на её избирательный счёт поступило 8 миллионов 514 тысяч 500 рублей). Ещё как и она снявшиеся накануне голосования кандидаты Елена Гнётова («Партия роста») и Николай Тараканов (партия «Родина») не были столь щедры к штабным работникам, да у них и денег не было. Гнётова имела на избирательном счету всего 10,5 тысяч рублей (все их потратила). Тараканов, оперируя такой же суммой в 10,5 тысяч рублей, умудрился ещё и сэкономить, показав в отчёте остаток денежных средств в размере 800 рублей.
Анализ структуры финансирования избирательных кампаний даёт некоторое представление о тайнах предвыборных договорённостей. Не надо объяснять, что если партия отряжает своего кандидата на выборы, то она должна озаботиться и финансированием его кампании. Это правило в нашем случае имело одно исключение. Вот как выглядела финансовая поддержка партиями своих кандидатов: ЛДПР предоставила Беседному 99,4% всех средств его избирательного фонда, партия «Справедливая Россия» перечислила Петеляевой 95,1%, Парфенчикову «Единая Россия» наполнила избирательный счёт почти наполовину (48,4%) и только коммунист Ульянов оказался фактически без партийной поддержки, избирательное объединение КПРФ наполнило его счёт лишь на 22%. Основную сумму на организацию выборов ему перечислил спонсор, расщедрившийся на 1 миллион 300 тысяч рублей, который, заметим, одновременно же финансировал и кандидата Парфенчикова. И понятно, в этой согласованности финансовых платежей есть какая-то скрытая предвыборная тайна, связывающая кандидата-коммуниста Ульянова с партией «Единая Россия» (спонсор Ульянова состоит в партии власти).
Агитационно-пропагандистская работа кандидатов в губернаторы сильно разнилась по суммам расходов на неё. Скажем, трое кандидатов в губернаторы основные деньги направили на печатную продукцию и уличные агитационные плакаты: А. Парфенчиков — 5 млн 501 тысячу рублей, Е. Ульянов – 1 млн 185 тысяч рублей, Е. Беседный — 1 млн 184 тысячи рублей. Тогда как И. Петеляева сосредоточила средства на телевизионном и радийном ресурсах (4 млн. 540 тыс. рублей). Предпочтения политтехнологов, планировавших избирательные кампании, свидетельствуют о том, что традиционные СМИ (печатная пресса) не считались влиятельным агитационным ресурсом. Из всей суммы избирательных денег Парфенчиков направил на периодические издания 0,1%, Беседный – 1,7%, Петеляева – 1,8% и ни копейки не дал на работу с печатными СМИ в период выборов Ульянов, но в данном случае надо иметь в виду, что выходила в свет большими тиражами партийная газета «Ленинская правда», финансирование которой шло минуя избирательный фонд кандидата Ульянова.
Самой экономной с точки зрения соотношения вложенных денег в избирательную кампанию и полученных на выходе голосов избирателей следует назвать предвыборную кампанию Е. Ульянова, которому один голос обошёлся в 135 рублей. На второй позиции — Е. Беседный со 194 рублями 70 копейками за один голос. А. Парфенчиков потратил на каждого проголосовавшего за него по 313 рублей. И самая большая сумма трат у И. Петеляевой – 559 рублей за голос.
Эксперты по итогам губернаторских кампаний, проанализировавшие тринадцать регионов, среди которых и Карелия, пришли к выводу, что во всех них суммарное количество голосов победителей в три раза превосходит количество голосов, отданных за всех оппонентов, вместе взятых. Денежное соотношение выглядит так: у 13 победителей на счетах было 433,9 миллионов рублей, а у их конкурентов — 144 миллиона рублей. Исключение составили два региона – Карелия и Новгородская область, где кандидаты в губернаторы, боровшиеся с выдвиженцами партии «Единая Россия», по суммарным объёмам средств были сопоставимы с ними.
По показателю неэффективности трат кандидат в губернаторы Карелии А. Парфенчиков» попал в первые строчки: на каждого избирателя республики он потратил 55 рублей, а на один полученный голос — 313 рублей. Хуже него дела обстояли только у кандидата в губернаторы от партии власти в Севастополе (979 рублей потрачено Д. Овсянниковым на каждый полученный голос).
Карелия отличилась на общероссийском фоне и при трате денег КПРФ на губернаторские выборы. Если минимальная сумма расходов за один полученный голос избирателя фиксировался у компартии в Удмуртской республике (9 рублей), то максимальный по стране — в Карелии, у кандидата Ульянова (135 рублей за один голос).
Во время президентской избирательной кампании каждый кандидат может максимально израсходовать по 400 миллионов рублей. Избирательные фонды наполняться будут из трёх источников: собственных средств (10%); партийных денег (не более 50%) и добровольных пожертвований от юридических лиц (7%) и физических лиц (1,5%).
Анатолий Цыганков