Ленточки с военных морских головных уборов коллекционирует молодой офицер
Необычное увлечение имеет капитан-лейтенант Северного флота офицер-гидрометеоролог Владимир Прямицын. Он собирает ленточки с морских бескозырок, причем, не только отечественных, но и зарубежных.
Подобных коллекционеров в России всего несколько человек, тема крайне редкая. Хотя сам Владимир, если речь заходит не о масштабе коллекции, а о степени готовности человека жертвовать чем-то ради увлечения, считает себя всего лишь «продвинутым собирателем». Для него это хобби, поэтому он «собиратель», для кого-то — неотъемлемая часть жизни, тогда это настоящий коллекционер.
Всё началось с юношеских лет. Володя родился в славном городе военных моряков Североморске, детство его выпало на девяностые годы. В то время в город с дружественными визитами начали заходить иностранные военные корабли. Мальчишки, накупив всяких сувениров, значков, открыток, ходили на центральную улицу города, где занимались, как они сами говорили, «ченьджем», то есть, обменом. Со временем у Прямицына собралось большое количество вымпелов, значков, буклетов, проспектов, элементов одежды. Пока учился в Санкт-Петербургском военно-морском институте, все хозяйство, уложенное в несколько коробок, дожидалось Володю в родительском доме.
После выпуска молодой офицер попал служить на север и решил украсить свою маленькую квартирку, развесить на стене только самое ценное из всего, что накопилось. Больше всего понравились ленточки. Так Прямицын и выделил направление своего собирательства.
— Получается, что увлечение определило профессию?
— Бытие определяет сознание, — мудро заметил капитан-лейтенант. — Североморск — это главная база Северного флота. Все мальчики здесь ещё с детского сада носят на детских шапках кокарду Военно-морского флота. Мои родители служили, и сейчас продолжают работать на Северном флоте. Вот это и стало основополагающим в выборе профессии. Коллекция — это следствие моей жизни моряка, а не ее причина.
Собрание Прямицына интересно не раритетностью или возрастом ленточек, а тем, что в нём представлено большое количество иностранных ленточек, которые Владимир сам привёз из разных стран. Старая лента (имеется в виду довоенный период) у Прямицына всего одна: «военно-морское училище», она датируется 1938 годом. Эту ленту друг подарил молодому офицеру на свадьбу. Есть у Владимира ещё три ленточки, особо для него памятные и ценные. Дело в том, что его учеба в институте выпала на времена реформ. Сдавал экзамены он в высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, поступил в Санкт-Петербургский военно-морской институт, а выпускался из морского корпуса имени Петра Великого. И всё это были названия одного и того же учебного заведения. Эти три ленточки Прямицын бережно сохранил в память о своей учебе.
— За время службы на Северном флоте я принял участие в пяти дальних походах, как на боевых кораблях, так и на вспомогательных судах, — рассказывает Владимир Прямицын. — Обошёл половину планеты, в иностранных портах во время увольнения на берег посещал военные магазины, музеи, а порой и простые барахолки, и везде старался купить ленточки. Как правило, это сделать невозможно, так как элементы военной формы не продают никому, кроме военнослужащих этой страны. Обычно менял ленточки на разные сувениры у тех иностранных офицеров, с кем доводилось работать. Жена моя любит посещать интернет магазин женской одежды и смотрит для меня ленточки через интернет. В прошлом году посетил главную базу французского флота на Средиземном море — Тулон. Несколько часов своего увольнения провёл в антикварной лавке, перебирая с её хозяином (абсолютно не говорившим по-английски) залежи ленточек. Мы перерыли всю лавку, в которой я с радостью закрылся бы на месяц-другой для ревизии ценностей, и нашли 53 ленточки. Француз собирался их мне продать по 7,5 евро, но я настоял на том, что это оптовая покупка, и мы сошлись на 5 евро за штуку. Простым умножением получаем сумму более 250 евро. Это были все деньги, припасенные на посещение Франции.
Но интересно другое. Когда Владимир возвращался из Тулона, сел в кафе на набережной
в ожидании катера, чтоб добраться до корабля, и с нескрываемой радостью рассматривал своё богатство. Съёмочная группа Первого телевизионного канала, которая работала в это время во Франции, случайно увидела его и заинтересовалась покупкой, сняв про Прямицына сюжет, который, как потом оказалось, показали в федеральных новостях на всю Россию. Когда Володя через несколько дней позвонил жене, чтоб признаться, что на ленточки потратил все деньги, она ответила, что об этом уже давно рассказали по телевизору. Французы, кстати, очень удивлялись, и спрашивали молодого офицера: неужели он так богат, чтобы потратить приличную сумму на ленточки, на что Прямицын отвечал, что просто очень увлечен.
Совсем недавно в музее Северного флота в Мурманске открылась выставка, посвященная истории морской ленточки. Там выставлено около ста лент из фондов музея и 120 ленточек из коллекции капитан-лейтенанта Прямицына.
Фото из архива коллекционера