ЛДПР догнала КПРФ, в первую неделю мая они сравнялись в глазах избирателей
Чем ближе начало избирательной кампании, тем дотошнее социологи исследуют общественное мнение, определяя за чьи партийные списки готовы голосовать граждане. Первая неделя мая определила круг фаворитов, обозначив некоторые перемены в общественном настроении.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные, согласно которым самый высокий рейтинг из партий сейчас у «Единой России» (до 49%). Этот заметный рост, который с марта наблюдается, эксперты объясняют проводимым «единороссами» предварительным внутрипартийным голосованием, когда партия постоянно находится на слуху. Однако до показателей декабря 2015 г. «Единая Россия», согласно данным ВЦИОМа, пока не вернулась, а в конце прошлого года, напомним, рейтинг доверия у неё составлял 52%.
Самым неожиданным стало то, что партия Жириновского в первой декаде мая догнала партию Зюганова. Рейтинг электоральных предпочтений у КПРФ и ЛДПР сравнялся (по 9.6%), хотя мартовский опрос ВЦИОМ свидетельствовал, что партия коммунистов прочно укрепилась на второй позиции с 10.3% (у ЛДПР на тот момент рейтинг составлял 9.2%). Если последние социологические данные сравнивать с декабрьскими прошлого года, то рост рейтинга доверия у КПРФ составил 1.2%, тогда как у ЛДПР — 3.1% в плюсе. По степени прироста популярности жириновцы на первой позиции среди парламентских партий. У партии «Справедливая Россия» тоже положительная динамика наблюдается, но более скромная (+0.9%), добравшись в первую неделю мая до показателя в 6.2 процента.
Вожди КПРФ недавно много рассуждали на тему о том, что против них Кремль запустил идейно схожие политические проекты, наподобие партий «Коммунисты России», «Патриоты России», то есть они ждали угрозы с «левого» фланга — коммунистического и социалистического, — однако беда пришла для них с правой стороны, ЛДПР стала теснить партию Зюганова.
Таким образом иерархия партийных предпочтений на сегодняшний день выглядит следующим образом: на первой позиции — «Единая Россия» (47-49 %), второе место занимают КПРФ с ЛДПР (почти по 10 процентов у каждой), и замыкает список «Справедливая Россия» с чуть более 6 процентами.
Общественное мнение в отношении непарламентских партий стало более критическим: февральские данные по сравнению с апрельскими фиксируют снижение рейтинга с 5.3% до 4.9%. Социологи наблюдают такое снижение с февраля, когда в лагере несистемной оппозиции начались внутренние склочные разборки, точнее неприличный делёж мест в формирующемся только партийном списке Партии народной свободы/«Парнас». Вожди либеральной оппозиции совершенно переругались между собой. Не лучше ситуация обстоит и в партии «Яблоко». По мнению экспертов, сейчас она оказалась на развилке, когда один неосторожный шаг в поиске предвыборных партнёров и избирательная думская кампания может на этом для «яблочников» завершиться. Погубить её могут политики типа Навального, который только что расплевался с «Парнасом», изругав в пух и прах вчерашнего своего союзника М. Касьянова, и, кстати, по делам. М. Касьянов был уличён — документально то подтверждено — в том, что плёл интриги против А. Навального и его сторонников.
Похоже на то, что общественное мнение благоприятно меняется для «Справедливой России», если ещё полгода эксперты ставили крест на партии Миронова (С. Миронов – лидер «СР»), то теперь её рейтинг помаленьку подрастает и, значит, эсеры могут рассчитываться на то, что удержатся в Госдуме.
Похожие данные социологических опросов даёт и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Здесь тоже либеральный электорат (ЛДПР) выравнивается с коммунистическим и безусловным фаворитом, причём, в полном одиночестве, остаётся партия «Единая Россия». Это то что касается выборов в Госдуму, а выбирая между Жириновским и Зюгановым на пост президента страны, респонденты ФОМа предпочтение отдают первому.
Партия «Единая Россия» к июньским социологическим замерам, скорее всего, выйдет с ещё более укрепившимся результатом общественного доверия. Тактический ход с организацией праймериз играет в плюс партии власти, демонстрируя её открытость для общества и демократичность. При всех организационных издержка при проведении праймериз «ЕдРа», предварительное внутрипартийное голосование даёт хороший общественный эффект и заранее вводит участников завтрашнего избирательного процесса в поле общественного обсуждения и внимания.
Анатолий Цыганков