Акция «Бессмертный полк» как символ обновляющейся России
Затяжные по времени споры о национальной идее, которая бы сплачивала граждан современной России, кажется теряют актуальность или, по крайней мере, недавнюю остроту. Сама жизнь нашла ответ на мучивший многих вопрос: что нас объединяет и зовёт вперёд? – и ответ оказался простым, лежащим на поверхности общественных отношений. Изначально отчасти случайная, ну, как минимум не рассматривавшаяся её создателями в качестве всеобщей мировоззренческой скрепы, акция «Бессмертный полк» доходчиво объяснила всем нам, что объединяет нас, примиряет наши политические разногласия и, требуя духовного единения, обещает успешное развитие каждой семьи в отдельности и процветания страны в целом. Это — чувство патриотизма, эмоциональное переживание каждым из нас прошлого как сегодняшнего дня, и общее желание социально-экономических побед укрепляющих страну.
Акция «Бессмертный полк» оказалась не только индивидуально-коллективной формой благодарности воинам и труженикам Победителям, ушедших и уходящих в вечный мир, но и ненавязчивой психологической установкой, обращённой к новым, далеко послевоенным поколениям россиян: не позорить Победителей и быть на них похожими, так же самоотверженно сохраняя Родину, укрепляя её экономику, развивая её великую культуру. Акция «Бессмертный полк» преодолела государственную казённость праздника-памятника «9 Мая», очеловечив его уличными слезами о погибших, недоживших до нового Дня Победы, и гордостью за всех победивших. Такое рвущееся из груди чувство радости, силы и надежды переживали, наверняка, те кто в 1945 году вернулись домой с Победой. И мы сейчас с помощью «Бессмертного полка» вернулись к пониманию их тогдашних чувств. Знания сплелись с чувствами.
В каждой нормальной семье России помнили своих участников войны, своих героев. Истории их жизней, у некоторых очень коротких, пересказывались по многу раз в семейном кругу, а тем кому повезло могли ещё и фотографии разглядывать, на которых рядовая фотосъёмка превращалась в большую Отечественную историю. Но это была семейная, скрытая от посторонних память. А теперь сотни миллионов личных памятных переживаний отдельно взятых семей вдруг оказались призванными в полк Бессмертных. Это было какое-то чудо. И сыновья и дочери Победителей, их внуки и внучки, правнуки и правнучки шагнули с фотографиями своих родных в общий ряд Бессмертного полка. Так родилась новая идеология России, а правильнее сказать, вернулась, восстановилась, указав каким чувством всегда спасалась историческая Россия. Любовь к Отечеству и готовность к самопожертвованию ради него, а значит и ради своих близких и любимых людей, веками сберегала Россию. Катализатором этой сложной мировоззренческой максимы стала акция «Бессмертный полк», которую теперь правильно именовать всенародной.
В этом году на улицы Петрозаводска вышли около 10 тысяч горожан, желающих пройти единым строем с героями своих семей. Тысячи портретных лиц заговорили, напомнив об их общем тяжёлом военном прошлом и светлом празднике Победы, вручённым ими нам. Они за нас отвечали, идя на смерть, теперь мы должны отвечать за будущее страны спасённой ими от фашизма. Погибшие и выжившие в Великой Отечественной войне были уверены, что ради детей всё делается, твёрдо рассчитывая на то, что в будущем в отличие от их тогдашнего жуткого времени всё будет прекрасно. И это зависит теперь только от нас.
Маршевая колонна «Бессмертного полка» стала главным событием 9 Мая – нашего Дня Победы. То что вы сейчас будете смотреть – это не репортаж, это свидетельство истории. Всмотритесь в лица людей. Посмотрите сколько детей привели родители, чтобы и те, пока не очень осмысленно, сумели бы ухватиться за нить ускользающего времени. Петрозаводская колонна Бессмертного полка сшивает ткань исторического бытия.
Анатолий Цыганков