Редакция газеты «Новая Кондопога» обратилась с жалобой в Европейский суд. Это первый подобный прецедент в Карелии
Авторы заявления оспаривают вынесенные в отношении редакции и журналиста газеты «Новая Кондопога» решения российских судов, доказывая, что отечественное правосудие, нарушило ряд норм международного права.
История судебного конфликта редакции газеты «Новая Кондопога» с бывшим начальником инспекции государственного технического надзора И. Цымляковым — давняя. В феврале 2008 г. газета опубликовала статью «Спектакль для простаков», в которой пересказала существо судебного решения, вынесенного в отношении тогда государственного служащего И. Цымлякова, которому за махинации грозил реальный срок лишения свободы на семь лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Газета данное решение суда первой инстанции пересказала, сообщив читателям, что оно еще не вступило в законную силу. И. Цымляков оспорил постановление суда, после чего срок стал условным, сократившись до трёх лет. Газета, следя за судебным процессом, и об этом тоже сообщила.
И. Цымляков, посчитав, что редакция «Новой Кондопоги» нарушила его конституционное право на презумпцию невиновности (рассказала о решении первого суда до его вступления в законную силу), подал иск на газету и выиграл процесс, получив возмещение компенсации морального вреда с редакции и журналиста в сумме 30 тысяч рублей.
Представители редакции, протестуя против такого решения, прошли все судебные инстанции, вплоть до надзорной, и не найдя правды, как её понимает редакция, обратились в Европейский суд. По убеждению журналистов вынесенное судебное решение нарушает принцип свободы слова, гарантированный статьей 10 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека и не является необходимым в демократическом обществе как минимум по двум основаниям. Во-первых, в газетной статье речь шла о публичном лице (на тот момент И. Цымляков занимал государственную должность — был начальником инспекции государственного технического надзора), а в отношении публичных лиц Европейский суд выработал принцип повышенной терпимости «публичных фигур» к критике в их адрес, который подлежит применению российскими судами. Во-вторых, статья была посвящена общественно важной проблеме – росту преступности и необходимости пресекать подобные незаконные действия, причем позиция редакции полностью основывалась на материалах судебного дела, в статье журналиста оценочные суждения иллюстрировались конкретным уголовным делом в отношении И. Цымлякова.
Кроме того, надо помнить, что редакция сообщала обо всех решениях судов по данному резонансному в Кондопожском районе делу, в том числе написав и о сокращении срока наказания И. Цымлякова судом второй инстанции (были даны условные три года). Сведения, изложенные в оспариваемой статье, получены журналистом из материалов уголовного дела и на момент их распространения соответствовали действительности — приговор существовал.
Всё это и позволяет редакции защищать свои права, в том числе прибегая к Европейскому суду.
Анатолий Цыганков