Губернатор Карелии отправил своё правительство в отставку
О возможности отставки правительства Карелии до момента как об этом заявил его председатель Александр Худилайнен никто, кажется, ничего не знал. Или правильнее сказать – почти никто. Потому как с кем-то Худилайнен наверняка советовался, но даже для членов его правительства политическое заявление главы Карелии стало явно неожиданным, в чём некоторые из них позже признавались в приватном разговоре.
После официального выговора, вынесенного президентом страны Владимиром Путиным губернатору Карелии Худилайнена, за срыв республикой федеральной программы по расселению аварийного жилья, понятно было, что публично наказанный Худилайнен должен в ответ что-то так же публично сделать, чтобы как минимум показать окружающим, что он меняет стиль своей руководящей работы. И потому объявленные им строгости по отношению к компаниям, сорвавшим график строительных работ жилья для переселенцев из аварийного фонда, введение в практику ежедневного мониторинга с фото фиксацией за ходом возведения жилых домов, представлялись той ответной мерой, которой губернатор отчитывается перед президентом. Собственно, отчёт тут должен быть один — плановое введение жилых объектов в эксплуатацию и передача ключей от построенных квартир новым жильцам.
Если б только этим ограничился А. Худилайнен, то воспринято то было бы естественным образом. Но он сделал в общем-то неожиданный и правильный шаг: продемонстрировал, что рвёт с прошлой практикой управления (за что министр строительства и ЖКХ России М. Мень и обвинил его в плохом администрировании) и готов заново отстраивать и организационную структуру своего правительства, и кадры его менять. С психологической точки зрения заявление Худилайнена о роспуске правительства Карелии и для него самого, и для окружающих стало своего рода актом публичного освобождения от груза прежних ошибок. Понятно, это только декларация, но шанс перевернуть страницу, криво исписанную прежней работой, всё же появляется.
При этом глава республики, оглашая вчера данное решение во время встречи с депутатским корпусом Законодательного собрания Карелии, не стал скрывать, что не только из-за срыва программы расселения аварийного жилья делает такой шаг, что это лишь одна из плохо до сих пор решаемых проблем, а имеются и другие о которых он тоже с президентом В. Путиным говорил (разговор у них длился, сказал губернатор, примерно полчаса). То есть его в целом не устраивает то, как работает правительство, которое он возглавляет, потому и будет перестраивать структуру исполнительной власти.
Прозвучало, что в отставку отправляется правительство Карелии. Странность такого заявления в том, что в нынешней модели организации исполнительной власти республики, правительство, как институт власти, много уже по составу, чем вся пирамида республиканской власти. В правительство Карелии входят только 11 человек. Такая модель создана была в октябре 2014 г. и она устанавливает, что не все министры и председатели госкомитетов являются членами правительства Карелии.
Когда А. Худилайнен только начинал в 2012 г. работать губернатором, он пошёл по пути постепенной ликвидации широкой коллегиальности в работе органов исполнительной власти. В результате в июне 2013 г. возник, как он тогда сам выражался, «суженный состав правительства», в которое вместе с ним вошли одиннадцать человек. В этом числе были его заместители и некоторые профильные министры. Осенью 2014 г. структура региональной власти опять претерпела изменение — без всякого, кстати, выговора президента — в основу был положен принцип структурных блоков (которых выделили пять), и во главе каждого из них Худилайнен поставил своего заместителя, не нагружая замов министерскими полномочиями. Вопросами экономики поручено было заниматься Олегу Громову (в данный момент уже не работает в правительстве), социальный блок поручен был Валентине Улич, инфраструктурный передали Олегу Тельнову, региональной политикой занимался Юрий Шабанов и руководство административным управленческим блоком возложено было на Вячеслава Баева. Плюс в члены правительства были включены руководители Минэкономразвития (Валентин Чмиль), Минфина (Алексей Максимов), Минюста (прежний министр покинула должность), представитель губернатора в парламенте (А. Манин, который сейчас возглавляет Миннац), постоянный представитель при президенте России в Москве (Михаил Соколов) и должностное лицо со странной функцией заместителя главы Карелии по подготовке к 100-летию республики (Анатолий Моисеев, сейчас он руководит губернаторской администрацией). Вот это и есть персональный список правительства Худилайнена, который он нынче отправляет в отставку. Не всех из упомянутых увольняет, потому как кто-то по собственной охоте уже покинул правительство, как Громов, скажем, а кто-то сменил место службы, как Манин, но должностное увольнение происходит. О чём и известил общественность председатель правительства А. Худилайнен.
Из сказанного им вчера не очень понятно было – идёт ли речь об иных руководителях республиканской власти? Однозначно сказано было только об отставке правительства. Но помимо членов правительства существует ведь и другой руководящий блок (отраслевые руководители, отвечающие за такие сферы как здравоохранение, образование, культура, спорт и прочие). Похоже на то, что Худилайнен и их имел в виду, но мысль свою не артикулировал, выступая перед депутатами, сказав обтекаемо о структурных подразделениях правительства.
По всей видимости, всё же не о «суженном составе правительства» Карелии идёт речь, а в целом все руководители республиканской исполнительной власти должны написать заявления об увольнении, согласившись перейти в разряд исполняющих обязанности. Эта недосказанность завтра-послезавтра прояснится. Сейчас же А. Худилайнен заявил, что будет изменена структура правительства (какого — «узкого»?) и до тех пор пока этого не произойдёт, не может быть решён и кадровый вопрос (кого он позовёт в новое своё правительство).

Можно предположить, что серьёзных перемен не произойдёт. Подавляющее большинство нынешних министров и председателей комитетов и управлений останутся на своих рабочих местах. В силу заявленного жанра кадровых перемен совсем уж обойтись без удаления кого-то из привычных им кабинетов нельзя будет, но всё будет умеренно сделано. Да и не выстроилась очередь в правительство Худилайнена и каждое новое замещение окажутся мукой и риском для него.
Губернатор обратился к депутатам Заксобрания, предложив и им поучаствовать в процессе переформатирования структуры региональной исполнительной власти (ждёт предложений по структуре) и готов рассматривать их предложения по персоналиям. На одной из недавних сессий Законодательного собрания, заговорив на тему планируемого им поновления правительствам (ещё до президентского выговора обдумывал он это), сообщил депутатам парламента, что с некоторыми из них ведёт переговоры о возможности перехода их к нему в правительство, и уточнил, что готов любые депутатские предложения рассматривать, мол, предлагайте толковых профессионалов. Подчеркну, что о кадровой ротации Худилайнен думал задолго до президентского нагоняя, чуть было не завершившего его собственную губернаторскую службу. Кризисное событие лишь подтолкнуло его к скорейшей реорганизации, причём проводиться последняя будет в радикальной форме: все – в отставку!
Губернатор сейчас одиноко себя чувствует, ему нужны специалисты, способные кардинально поменять экономическую ситуацию в Карелии. Потому что при всей бодрости его отчётных выступлений на публике ситуация отвратительная в республике, когда установленный предельный объём госдолга на 2016 год в 23,6 миллиарда рублей приближается к прогнозируемому общему доходу в 29,3 миллиарда рублей. Это глубочайший кризис, когда чтобы решать социальные проблемы всё больше приходится прибегать к займам. И в правительство с такими исходными финансовыми основаниями надо ещё суметь заманить хороших специалистов. Освоить федеральные деньги можно, хотя строительство жилого фонда в рамках программы расселения аварийного жилья засвидетельствовало не высокий уровень руководящих компетенций членов правительства Худилайнена. Гораздо сложнее другое — как развивать экономику Карелии? Тот факт что прогнозируемый налог на прибыль организаций все последние годы сокращается, свидетельствует о какой-то системной проблеме. И вчера депутаты Заксобрания мучали губернатора вопросами состояния инфраструктуры, что, безусловно, важно для жителей республики – в каком состоянии автомобильные дороги? существует ли транспортная доступность для граждан? какие тарифы установлены на тепловую энергию? – но главное другое, где на все эти жизненные блага взять деньги? Где наш доход?
Потому очень даже запросто, что после срыва федеральной жилищной программы, могут повалиться уже на новое правительство Худилайнена старые проблемы, при его губернаторстве накопленные. Взорваться ситуация может в любом другом таком же тонком месте. И тогда уж точно второго, строгого, выговора не будет. И Худилайнен правильно оговаривался вчера пару раз, что ответственность у него с членами правительства общая, хотя и от личной ответственности он не бежит, о чём тоже сказал. На этот раз ему удалось убедить президента В. Путина, привести аргументы, позволившие удержаться в губернаторском кресле. Локальный «пожар» с аварийным жильём загашен и, судя по вчерашнему отчёту министра строительства, ЖКХ и энергетики Дмитрия Матвийца, федеральные деньги будут в срок и разумно освоены. Но сколько таких загорающихся углов в республиканском доме?
Кстати, меня вчера удивила одна цифра, озвученная министром строительства Д. Матвийцом, сообщившего депутатам парламента, отвечая на их вопросы о строительстве домов в рамках программы расселения аварийного жилого фонда, что план 2105 г. исполнен к настоящему времени на 53 процента. Федеральный министр М. Мень совершенно другой статистикой напугал президента Путина, да так что тот потребовал срочно разобраться в ситуации и в итоге два руководителя региона пострадали, Худилайнен гораздо меньше в отличие от своего коллеги из Забайкальского края.
До августа нынешнего года Карелия обязуется выполнить прошлогоднюю строительную работу и далее планово довершить третий строительный этап. К 1 сентября 2017 года требуется дать полный отчёт о результате. Как раз к тому времени губернатору Худилайнену придётся отчитываться и по гораздо более широкому кругу вопросов, если, конечно, он решится баллотироваться на должность главы Карелии. За ближайшие полтора года всё совершенно может измениться. Не только состав правительства республики. На этом пути уже в этом году будет масса оценочных индикаторов зафиксированы: и экономических (рост доходов) и социально-экономических (расселение того же аварийного жилого фонда) и чисто политических (сентябрьский результат выборов в органы представительной власти – в Госдуму, в Заксобрание и т.д.).
Наказанный губернатор Худилайнен теперь, думается мне, злее (эффективнее) должен работать, и таких же в свою обновляемую правительственную команду звать. 4 марта очень скоро наступит. К этому времени он обещал представить и новую структуру правительства, и его персональный состав. Тогда и увидим размах губернаторских планов.
Анатолий Цыганков