Члены госкомиссии по празднованию 100-летия Карелии, кажется, остались несколько разочарованными друг в друге
И персональный состав членов высокой должностями государственной комиссии делал её заседание изначально значимым, и обсуждение предстартовой позиции принятой уже правительством России федеральной целевой программы «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» позволяли думать, что с нынешней даты, с 18 ноября, должно начаться быстрое движение вперёд. Скорее всего, так оно и будет, хотя безответных вопросов осталось немало для одного рабочего заседания.
В работе госкомиссии участвовали: секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, его заместитель Рашид Нургалиев, полномочный представитель президента России в СЗФО Владимир Булавин, министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, министр транспорта России Максим Соколов, министр здравоохранения России Вероника Скворцова, министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров, министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, замминистра промышленности и торговли России Георгий Каламанов, заместитель министра финансов России Леонид Горнин, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии России Денис Храмов, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко и другие.
А деньги будут?
То о чём не первый месяц говорится в правительстве Карелии, с переходом на полушёпот, вчера довольно внятно озвучил губернатор Александр Худилайнен, спросив, обратившись к членам госкомиссии: утверждённая правительством России федеральная программа будет финансироваться? Вопрос им не так жёстко формулировался, разумеется, но суть его именно такая. А. Худилайнен, напомнив, что 84 мероприятия включены в программу, признался, что по сей день нет ясности относительно их финансирования. Например, не секрет, что вписанная в программу реконструкция в Петрозаводске Гоголевского автомобильного моста уже провалена. Денег – а это более чем приличная сумму в 1,3 миллиарда рублей – Москва не выделила, соответственно путепровод не ремонтируется.
Министр транспорта России Максим Соколов, участвовавший в заседании, эту информацию подтвердил. Действительно, не попал Гоголевский мост в программу на 2016 год, пообещав поискать какие-то другие варианты для начала строительства путепровода. Но это просто слова (пусть и министра), а правительственное решение уже не исполнено. И сколько впереди подобных объективных трудностей возникнет? Все ведь понимают, что федеральный бюджет трещит по швам. Денег мало на что хватает. А тут федеральные министерства должны где-то ещё искать средства для программы на развитие Карелии. Для них это точно не первоочередная забота. Потому выкроить на следующий год для республики 3-5 миллиардов рублей из федеральной казны сложно.
В июне 2015 г. правительство России утвердило федеральную целевую программу по развитию Карелии до 2020 года. На её реализацию из бюджета страны выделяется 15 миллиардов рублей, и ещё 1,4 миллиарда сама Карелия должна к этим деньгам добавить.
Разные весовые категории
Но и у Минфина России претензии к правительству Карелии возникают. Заместитель министра финансов России Леонид Горнин критически отозвался относительно прежних прогнозов правительства республики, которые точно не будут исполнены, и в результате и без того дефицитный бюджет 2015 года ещё один миллиард налоговых поступлений недополучит. Такой печальный итог финансового года он объяснил не реалистичностью планов правительства Карелии. И уже зная об этом, чуть успокоил, сказав, что Минфин России обещает помочь республике, передав дополнительно 987 миллионов рублей. Судя по всему, уйдут они на выплату зарплат бюджетникам.
К счастью для правительства Карелии, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев на высказанную претензию взглянул иначе. Он напомнил о том, что такой налогоплательщик как Костомукшский горно-обогатительный комбинат, работающий на территории Карелии, недоплачивает в республиканский бюджет 2,5 миллиарда рублей, пользуясь своим особым режимом налогообложения. Н. Патрушев строго выговорил, мол, было поручение президента страны разобраться с этим двусмысленным вопросом и что сделано? Ответа не последовало, после чего логично прозвучало его задание: направить в Карелию комиссию и решить этот вопрос.
Хотя, честно говоря, можно заранее угадать, что строгость сформулированного Патрушевым задания упрётся в законность действия руководства комбината, имеющего право платить налоги так как головной кампании «Северстали» представляется выгодным. Закон позволяет это делать консолидированным группам налогоплательщиков, в число коих и холдинг «Северсталь» входит, а потому администрирование даже столь высокого должностного лица как секретарь Совета безопасности России может обернуться неловким конфузом. Уже три года тянется в правительстве России и в Госдуме дискуссия относительно целесообразности существования консолидированных групп налогоплательщиков и ничего не происходит. И кто сказал, что указание Н. Патрушева станут исполнять? Комиссия, конечно, будет в Карелию направлена, что-то она изучит, хотя и без того всё ясно, можно и не тратить напрасно командировочные средства, потому что результата от поездки не будет. Какое решение требуется – известно, по какой причине оно не принимается — тоже не тайна. Лоббисты регионов, типа Карелии, гораздо «меньший вес» имеют, чем переговорщики акционерного общества «Северсталь».
Выговор в устной форме
Хотя было бы наивным утверждать, что Костомукшский ГОК обрушил экономическое процветание Карелии. Финансово-экономические достижения правительства Худилайнена приходится в микроскоп рассматривать. Очень хорошо на этот счёт высказался полпред президента России в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин, щадя А. Худилайнена, но точно: в последние два года в Карелии сохраняется, далее цитируем Булавина, «неположительная динамика инвестиций в основной капитал». И не изничтожил главу Карелии, но и не соврал. В. Булавин констатировал законсервированный экономический провал: растёт госдолг, дефицит консолидированного бюджета скоро превысит 5 миллиардов рублей (в скобках напомним, что запланировано получить в 2016 г. налоговых доходов 19,2 миллиарда). То что существуют почти случайные точки экономического роста объясняется скорее лоббистскими усилиями лично губернатора Карелии, а не реализацией продуманной стратегии промышленного развития республики. Всё шито на живую нитку.
И потому рекомендации В. Булавина, прозвучавшие на заседании госкомиссии, совершенно излишние, если не опасные даже, поскольку и без того основные усилия правительства Худилайнена нацелены на налоговое администрирование и оптимизацию бюджетных расходов. Сложнее с рекомендацией осуществить кардинальную диверсификацию экономики. Многие годы на то потребны, до столетия Карелии времени точно не хватит.

О плохой работе правительства Карелии с инвесторами говорил заместитель секретаря Совета безопасности Рашид Нургалиев, который один из немногих членов госкомиссии кто основательно погрузился в социально-экономическую действительность Карелии, вдоль и поперёк республику проехавший, и ему-то точно лапшу на уши навесить невозможно. Так вот, Р. Нургалиев напомнил, что ни на раз прежде обсуждённые планы по развитию малого и среднего бизнеса Карелии, и не единожды направленные в правительство Худилайнена обращения о необходимости привлечения инвесторов и разработке инвестиционных проектов, которые могли бы быть реализованы в моногородах республики, — не исполнены.
Обратила на себя и такая критическая мысль, прозвучавшая в выступлении Нургалиева, что ни само правительство Худилайнена не умеет составить инвестиционных проектов, отвечавших бы предъявляемым к ним требованиям, ни уже привлечённых инвесторов не смогло удержать из-за того, что не подготовило проектно-сметную документацию, не выделило земельные участки потенциальным инвесторам, не говоря уж об обеспечении их необходимой инфраструктурой.



Анатолий Цыганков
Фото – пресс-служба правительства Карелии.
Comments are closed.