Мэр Петрозаводска Г. Ширшина отчиталась. Экс-мэр Петрозаводска Н. Левин засвидетельствовал. Губернатор Карелии А. Худилайнен предупредил. Бизнесмен и депутат парламента Карелии Д. Алиханов сидит. Председатель Совета ветеранов войны и труда Карелии Н. Черненко огорчён.
Галина Ширшина, глава Петрозаводска
На прошлой неделе завершился первый этап отчётного марафона главы Петрозаводска Галины Ширшиной перед населением. За период с 8 по 22 апреля у неё состоялось восемь встреч с жителями города. Сложно сказать, насколько петрозаводчане, участвовавшие в них, остались удовлетворенными от возможности прямого общения с мэром, но точно, что первый акт Г. Ширшина не проиграла, продемонстрировав готовность работать в любой, пусть и самой агрессивно настроенной по отношении к ней аудитории.
Сама идея проведения подобных встреч общественно востребована и без сомнения полезна горожанам, так как у людей, приходящих на них, появляется возможность как минимум задать важный для себя вопрос (ответ тоже, конечно, желателен, но не всегда есть возможность его сразу получить, и чем конкретнее вопрос, тем сложнее на него слёту ответить). Предложенный Г. Ширшиной формат общения (открытый диалог) есть смысл закрепить в практике работы городского самоуправления. И, наблюдая за общением столичного мэра с петрозаводчанами, вспомнилось, что депутаты Петросовета тоже ведь обязаны регулярно встречаться с избирателями, отчитываться перед ними, объясняя свои решения, за которые они голосуют на сессиях, и точно также обязаны решать повседневные проблемы своих избирателей (хотя депутаты априори проигрывают мэру, потому как лично мало способны влиять на управленческие решения городского самоуправления).
Замысел прямого диалога главы Петрозаводска с горожанами возник после того как стало ясно, что грядущий отчёт Г. Ширшиной перед депутатским корпусом, проведение которого планировалось на апрельскую сессию, превратится в её публичное «избиение». Задолго до отчётной сессии пошёл разговор о том, что депутатский корпус может неудовлетворительно оценить работу мэра за 2014 год. Похоже, тогда и было решено, действуя на опережение, сорвать апрельский отчёт (и Ширшиной это удалось сделать, не нарушая законных норм), и, напрямую обратившись к горожанам, в ходе открытых для публики встреч дать свою оценку всему происходящему в Петрозаводске.
Дальнейшие события показали, что обе стороны – и мэрия во главе с Ширшиной и её противники – одинаково вознамеривались использовать общегородские встречи с горожанами в своих целях. Ширшиной требовалось продемонстрировать успешность работы своей администрации, а существующим проблемам найти объективные объяснения. Противники напротив предприняли попытку доказать неспособность Г. Ширшиной оставаться дальше мэром, требуя её досрочной отставки (на нескольких встречах они даже пытались устроить голосование за данное требование). Впрочем, политический фон противоборства вышел всё же незначительным.
Следующим этапом отчётных встреч Ширшиной станет её общение уже с представителями различных социально-профессиональных групп. Надо думать, прежние выходы «стенка на стенку» повторятся, хотя противники Ширшиной по идее должны бы учесть слабость своих позиций. А глава Петрозаводска теперь точно знает, что она вполне успешно управляет аудиторией, в отличие от Петросоветовских сессий, где она погружается в небезопасный для себя конфликт. Последнее заседание городского совета зафиксировало, что положение дел для неё заметно ухудшилось.
Николай Левин, управляющий Карельским отделением Пенсионного фонда Карелии
Бывший глава Петрозаводска Николай Левин выступил в суде в качестве свидетеля по уголовному делу о мошенничестве с продажей муниципального имущества. Речь идёт о зданиях на Неглинской набережной, проданных городской администрацией коммерческой фирме. Сделка осуществлена была ещё в то время, когда мэром Петрозаводска был Николай Левин.
В суд бывший мэр вызывался в качестве свидетеля. Из его показаний следует, что запустил сделку купли-продажи двух муниципальных объектов его бывший первый заместитель Евгений Журавлев (его подпись стоит на документе), хотя согласие на последующий выкуп земли под зданиями давал действительно экс-мэр Н. Левин. Свидетельские показания приобщены к уголовному делу.
Александр Худилайнен, глава Карелии
За прошлый год в Карелии расследовано 136 коррупционных преступлений, в результате в суд попало 105 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 59 лиц. Эти цифры были озвучены на состоявшемся на прошлой неделе заседании координационного совета при главе Карелии по противодействию коррупции и криминализации экономики. По информации правоохранительных органов республики, средняя сумма взятки в Карелии в 2014 г. составила 228 тысяч рублей, что выше среднероссийской, которая составляет 112 тысяч рублей. Подобное «первенство» плохо характеризует республику, тем более что, если доверяться статистике, в Карелии аппетиты у взяточников самые высокие на Северо-Западе России, где средний размер взятки фиксируется на уровне 147 тысяч рублей.
В точности размеров взяток сомневаться не приходится, хотя сравнительный ряд может быть поставлен под сомнение. Например, в конце прошлого года представители Генпрокуратуры называли другой среднероссийский размер получаемой взятки, равный 682 тысячам рублей. Однако ж и среднестатистическая карельская взятка в 228 тысяч рублей – всё равно огромная, особенно, если иметь в виду, что речь идёт только о выявленных преступных деяниях, а латентный пласт коррупционных отношений остаётся в глубокой тени. И кроме того далеко не всегда можно установить факт материальной корысти, когда чиновник, распоряжаясь своими служебными полномочиями, принимает управленческие решения вредящие бюджету республики или муниципалитета, но приносящие сверхприбыль той или иной коммерческой фирме.
О подобных, мягко говоря, странных сделках говорил на заседании координационного совета по противодействию коррупции и криминализации экономики глава Карелии Александр Худилайнен, по словам которого не столь давние по времени сделки с землёй в Карелии обогащали отнюдь не местные бюджеты. Подобная практика осталась в прошлом, сообщил он, теперь земельные участки реализуются только на аукционах. По его словам, документы, связанные с продажей землей, он сам внимательно изучает.
Если на них не стоит одобрительной визы (согласования), то такие документы он даже не читает, сразу откладывая в сторону, а во всех остальных случаях, где имеется согласование госорганов, он всё равно сам во всё внимательно вникает, дабы быть уверенным в чистоте сделки. Как он образно выразился, изучает документы под увеличительным стеклом. Надо заметить, это серьёзное признание руководителя республики, рискующего публично брать на себя личную ответственность за законный характер земельных отношений в Карелии.
Само же по себе заявление А. Худилайнена призвано лишний раз предупредить участников экономической жизни в республике, что любые незаконные сделки с государственным или муниципальным имуществом и землёй будут преследоваться и мошенники, если то установит суд, понесут уголовную ответственность. Ни занимаемые должности, ни партийные билеты – никого от наказания не защитят, заявил губернатор. И не сложно догадаться, кого он имел в виду.
Девлетхан Алиханов, бизнесмен, депутат Законодательного собрания Карелии (фракция «Единая Россия»)
Арестованный бизнесмен и депутат парламента Карелии Д. Алиханов останется в камере следственного изолятора до 12 июля. Так решил Верховный суд Карелии, хотя накануне заседания активно ходил разговор, что ему скорее всего изменят меру пресечения, заменив арест в СИЗО на домашний арест либо даже выпустив из камеры под денежный залог (12 миллионов рублей готов был внести за Алиханова его зять). Эта информация казалась правдоподобной, потому что в суд поступило поручительство за Алиханова от восьми его коллег по парламенту, гарантировавших, что он, освобождённый из СИЗО, будет вести себя законопослушно и не станет скрываться от следствия. Под документом поручительства подписались представители трёх парламентских фракций: «Яблоко», КПРФ и «Единая Россия». Оговоримся, это не было именно фракционным решением, а только личный, гражданский, выбор конкретных депутатов.
Всех подписантов, ручавшихся за Д. Алиханова, пригласили в заседание Верховного суда Карелии, предоставив возможность непосредственно в суде обосновать свою позицию. Никто из депутатов от своей подписи не отказался, все подтвердили, что готовы нести личную ответственность за Д. Алиханова, в случае его освобождения из-под стражи.
По нашей информации критически отнеслись к поступку своих членов во фракции «Единая Россия», посчитав, что действия руководителя фракции Ольги Шмаеник и спикера Заксобрания Владимира Семёнова могут быть восприняты в качестве формы давления на суд. С подобным допущением категорически не согласен председатель парламента В. Семёнов, считающий, что никакого отношения к его желанию поддержать Д. Алиханова ни партия «Единая Россия»», ни парламентская фракция отношения не имеют, это был именно его личный поступок.
Несмотря на столь высокое заступничество, суд счёл невозможным выпустить Д. Алиханова из следственного изолятора, полагая, что его нахождение на свободе способно помешать следственным действиям. В результате ему продлили арест до середины июля.
Напомним, Д. Алиханов обвиняется в десяти эпизодах незаконного пересечения государственной границы с использованием дипломатического паспорта и в мошенничестве с муниципальным имуществом.
Николай Черненко, председатель Совета ветеранов Карелии
Накануне Дня Победы двое петрозаводских ветеранов, проживающих в доме, в котором незаконно работает торговая пристройка магазина «Невский пассаж», пошли на крайнюю меру, требуя исполнения закона в отношении них и их соседей по дому. Ветераны пришли в здание правительства Карелии и сдали вручённые им накануне медали в честь 70-летней Победы в годы Великой Отечественной войны.
Всё происходящее с упомянутым торговым центром и его незаконной пристройкой к жилому дому ничего кроме изумления вызывать не может у тех, кто со стороны наблюдает за многолетней судебной эпопей, а те, кто живут в доме на проспекте Невского уже давно (много лет) чуть ли не вопят, требуя уважения их гражданских прав и исполнения не одного уже судебного решения, вынесенных в пользу жильцов дома. В суде установлено, что торговая пристройка к дому возведена незаконно и должна быть снесена. 50 судов состоялось. Жильцы дома, то выигрывавшие, то проигрывавшие суды, объявляли голодовки, уже ни по одному кругу побывав во всех возможных в Карелии властных кабинетах, и нашедшие в них понимание, после очередной серии выигранных судов опять видят, что в пристройке идёт торговля и никто не пытается исполнять решение суда. Судебные приставы бездействуют, по убеждению жильцов дома.
По всей видимости, этот многолетний тупик, когда-то заставивший людей прибегнуть к голодовке, теперь привёл их мысли воспользоваться общественным вниманием к теме 70-летия Победы и своим демаршем публично продемонстрировать бездействие органов власти. На этот раз в бой пошли ветераны, намеренно отказываясь от заслуженных юбилейных наград в связи с Днём Победы.
Ветераны, проживающие в доме со скандальной пристройкой магазина «Невский пассаж», совершили вынужденный шаг. И он был замечен. Сам факт подобного отказа от медалей дискредитировал республиканскую и федеральную власть в Карелии, не способную защитить граждан от незаконных действий коммерсантов.
Губернатор Карелии Александр Худилайнен сразу сообразил какое нехорошее репутационное пятно ложится на него как руководителя республики. И не без его вмешательства, надо думать, республиканское руководство судебных приставов почти сразу после скандального отказа ветеранов от наград предприняло шаги, дающие основание думать, что незаконная торговля в пристройке к магазину прекратится и начнётся процесс её сноса.
Руководитель республиканского совета ветеранов войны и труда Николай Черненко, комментируя ситуацию, сказал, что он понимает гнев двух ветеранов, как и их соседей по дому, но ему жаль, признался он, что светлый праздник Победы стал инструментом в борьбе, отчасти уже даже и политической. Он вспомнил, что когда медали вручались этим двоим ветеранам, то ни один из них не отказался от юбилейных наград, хотя в тот момент также не было исполнено решение суда о сносе пристройки. И только через какое-то время произошёл данный демарш в отношении власти.
По мнению Н. Черненко, требования ветеранов справедливы и должны быть исполнены, он сам, от имени совета ветеранов войны и труда, готов участвовать в процессе снятия возникшего напряжения, чтобы уважительно вернуть ветеранам заслуженные ими юбилейные награды.
При этом Николай Черненко сожалеет, что местные политические деятели, борющиеся с губернаторам Худилайненым, требующие его досрочной отставки, втравили в происходящее ещё и стариков, которые, скорее всего, и сами до конца не поняли что произошло. Для кого-то отказ от медалей к 70-летию Победы – всего лишь технологический инструмент в политической борьбе, тогда как для самих ветеранов, говорит Н. Черненко, эти медали — есть свидетельство уважения к тяжёлой и одновременно героической истории страны.
Если после всего произошедшего – образно говоря, публичной пощёчины представителям власти – опять ничего не произойдёт (в пристройке продолжится торговля и мер по её сносу судебные приставы предпринимать не будут), то придётся говорить о полной атрофии государственной власти в Карелии.
Медали же надо вернуть двум ветеранам к 9 Мая, как и уверенность в том, что и на их улице случилась наконец-то гражданская победа.
Анатолий Цыганков